Отмена ежегодной городской ярмарка в Лилле оказалась в мировых новостных аншлагах, потому что это крупнейшее подобное событие во Франции и даже, как утверждают некоторые, в Европе. В прошлом году она привлекла 2,5 миллиона посетителей. В городе было установлено до 200 километров прилавков и киосков на открытом воздухе. В ярмарке участвовали 10 тысяч коммерсантов, в том числе около 300 антикваров. Предполагалось, что она пройдет 3-4 сентября

Сначала небольшое уточнение: в англо- и русскоязычной прессе это мероприятие называют блошиным рынком. Это неточно: блошиный рынок лишь часть огромного городского фестиваля — braderie de Lille. Обычай проводить брадери, главную в году общегородскую ярмарку-праздник, в давние времена завели, видимо, фламандцы. На голландском языке braderie и означает — просто ярмарка. Сегодня такие же ярмарки-праздники проводят также в городах Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. Во Франции они особенно популярны на севере и западе страны, а самая большая — в Лилле.

В нашем нормандском городке брадери назначен на 25 августа. Пока об отмене никто не говорил. Отличие брадери от обычного «блошиного рынка» в том, что в braderie участвуют в первую очередь местные коммерсанты — выставляют со скидкой свой товар на улице перед собственным заведением. Хороший способ спустить, что залежалось в преддверии нового сезона. Ну а к местным подключаются разъездные торговцы, уличные артисты и музыканты, везде открытые кафе и барбекю. Одновременно проходит и vide-grenier — «чистка чердаков», когда французы выставляют на продажу свое ненужное домашнее барахло, с лотков или просто разложив на мостовой.

Атмосфера всегда праздничная, для любого города это главное общественное событие года, а в Лилле — это вообще грандиозное событие, на всю Европу. Поэтому решение властей так поразило страну.

Однако это не единственное массовое мероприятие лета, которое власти отменили, ссылаясь на невозможность обеспечить безопасность граждан, защиту от террористических актов. Отказались также от нескольких больших массовых мероприятий в Париже. Не будут проводить запланированное на этот уикенд (7 августа) превращение Елисейских полей в пешеходную зону, не состоится популярный кинофестиваль под открытым небом и баскетбольный турнир Quai 54. Традиционный летний городской пляж на набережной Сены пока не закрывают, но голых парижанок, парижан и гостей столицы охраняют усиленные патрули одетых полицейских.

В Марселе власти объявили об отмене авиашоу, намечавшегося на 13 августа. Кроме того в Каннах, Авиньоне, Шамбери и ряде других городов по всей стране решили не проводить традиционные салюты и фейерверки 15 августа — Assomption (Вознесение Богородицы), во Франции нерабочий день, праздник, который является, как и главный национальный праздник День Бастилии, одним из главных событий французского лета. Обычно салюты собирают радостные толпы людей. Но теперь никто не хочет повторения трагических событий в Ницце. Просто не могут взять на себя ответственность — и отменяют.

Поражение это, уступка ли террористам? И да, и нет. Жизнерадостное отношение к жизни, закаленную веками любовь к «жуа де вивр» никакие террористы, конечно, не победят. Лицо Франции не изменилось. Но и напряженность не признать нельзя. Страна находится под беспрецедентной атакой террористов. С января 2015 года, когда произошел расстрел редакции Charlie Hebdo, террористы, либо действительно связанные с «Исламским государством», или ДАИШ (запрещенной в РФ организацией), либо только провозгласившие приверженность этой группировке, убили во Франции по крайней мере 235 человек. Это самое большое число жертв из всех европейских, всех западных стран. Как Франция выйдет из этой ситуации, еще пока не видно.