Тела российских военных со сбитого в Сирии вертолета «Ми-8» находятся у запрещенной в РФ группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее она называлась «Джебхат ан-Нусра»). Об этом сообщил источник РИА Новости.

Прежде о захвате тел заявила некая сирийская группировка, называющая себя Всеобщим фондом по делам заключенных. Боевики предложили обменять тела погибших россиян на заключенных, содержащихся в правительственных тюрьмах Сирии и шиитского движения «Хезболла».

Кроме того, экстремисты настаивают на снятии осады со всех районов, окруженных сирийской армией, и доставке туда гуманитарной помощи, сообщило агентство Reuters, которое ознакомилось с заявлением группы. К заявлению авторы приложили документы, якобы принадлежавшие членам экипажа сбитого «Ми-8». Ситуацию Business FM обсудила со старшим научным сотрудником института востоковедения РАН Владимиром Сотниковым.

Владимир Сотников ведущий научный сотрудник института востоковедения РАН «Всеобщий фонд по делам заключенных — я первый раз слышу название такой группировки. И более того, я хочу сказать, что сейчас в такой тяжелой боевой обстановке, которая наблюдается вокруг Алеппо, где сирийские войска ведут очень тяжелые бои на самом деле, могут появляться всякие группировки боевиков, которые могут называть себя громкими названиями и выдвигать такие заведомо невыполнимые требования. Потому что, на мой взгляд, ни российское военное руководство, ни российские военные, которые на самом деле осуществляют координацию операции гуманитарной в Алеппо, не пойдут на эти вот заявления, на эти требования, которые выдвигает такая группировка. Скрываться может кто угодно за таким название, скорее всего, я так предполагаю, какие-то радикальные исламисты, которые выдвигают такие заведомо невыполнимые требования, как освобождение всех заключенных и снятие осады. Это делается для чего? Для того, чтобы потом оправдать уже наращивание вот таких террористических операций против сирийской армии и против российских военных, которые помогают сирийцам сейчас в борьбе за возвращение Алеппо. Предположение-то можно сделать, но опять-таки нет полной уверенности, что тела захвачены. Там, насколько я понимаю, были сообщения о том, что уже после того как сбили этот вертолет, туда направили специальный отряд или отряды, или группы, которые занялись поиском тел погибших пилотов, а о том, что они захвачены или не захвачены, и кто их захватил, мы можем только предполагать. На самом деле, никаких таких фактов пока не приводилось, кроме заявлений вот этой неизвестной группировки. Действия, скорее всего, на мой взгляд, будут выражаться в том, что Россия усилит операции по поиску тел погибших пилотов. Это будет, видимо, такая специальная операция, которая будет проводиться специальными военными, проще говоря, спецназ, совместно с сирийским спецназом. И, может быть, будут использованы какие-то агентурные данные, которые позволят выяснить, где находятся тела погибших пилотов. А на основе этих данных уже операция будет уже более точечной. Я вот так предполагаю».

Комментариев Минобороны о том, где находятся тела военных, пока нет. Почему никто не говорил вслух, что с телами, по какой причине это не выносилось на общественное обсуждение?

Сергей Жигарев первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне «Потому что наш священный долг — вернуть тела погибших товарищей на Родину, и они упали на территории, контролируемой террористическими группировками. И когда такие действия происходят по доставке тел на Родину, в общем-то, они освещаются только после их доставки, поскольку это всегда происходит средствами и силами специальных операций. Это обычная процедура для того, чтобы не помешать тем людям, которые занимаются возвращением тел на Родину. Россия никогда не торговала ни живыми, ни мертвыми, не вела переговоров с террористами. У нас есть достаточно отрицательный опыт на эту тему, полученный в 90-х — 2000-х, мы эту ошибку уже не повторяли. Поэтому найдем возможности, силы и средства для того, чтобы вернуть тела погибших товарищей на Родину с должными почестями. Вопрос, сколько займет это времени, будем надеяться, что это произойдет достаточно быстро, но без торговли. Я не слышал о Всеобщем фонде по делам заключенных, я думаю, это такое красивое название, которое они себе дали для того, чтобы пытаться каким-то образом себя позиционировать, в том числе в медийном пространстве. Вы знаете, что такое ИГИЛ (организация «Исламское государство», запрещена в РФ») — это определенное количество террористических группировок, которые объединились как бы на одной территории, которую они контролируют, и под каким-то единым руководством. Но там такой бардак: кто-то выходит, кто-то входит в эту ИГИЛ, поэтому это постоянно изменяющиеся формы».

Удастся ли забрать тела погибших россиян? Рассуждает первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич:

Франц Клинцевич первый зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации «Методики отработаны у военных, они знают, у них есть контакты, компромиссы, есть угрозы. Тела заберут, но вертолет был сбит на территории этих бандформирований, конечно, сразу для доступа, прохода сирийского спецназа и наших спасательных служб возможности не было, исходя из боевой обстановки. Такие вещи в неподготовленной ситуации не делаются, могут привлечь еще больше жертв. Конечно, были прецеденты, когда тела выменивали на живых людей. В Афганистане были такие вещи, и эти вопросы решались. Найдутся формы и способы, каким образом это будет сделано. Все равно об этом никто широко говорить не будет. Но вопросы будут решены, тела доставят на Родину».

Российский вертолет был сбит 1 августа в сирийской провинции Идлиб. Вертолет подвергся обстрелу с земли, когда возвращался на авиабазу Хмеймим после полета в город Алеппо. На борту находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. В Кремле заявили, что все они погибли.