ФАС против Apple
ФАС подозревает Apple «в координирующей роли» при установке цен на iPhone в России. Об этом заявил журналистам замруководителя ведомства Андрей Цариковский. По его словам, также готовится возбуждение дела в отношении ритейлеров по подозрению в ценовом сговоре. Как может Apple координировать цены в России, и почему ФАС удивляет, что цены на iPhone везде одинаковые?
Читать на полной версииВ феврале этого года Федеральная антимонопольная служба начала проверку 16 крупных ритейлеров на предмет сговора при ценообразовании на смартфоны iPhone 6S и 6S Plus. Кроме того, ведомство проверяло официальный магазин Apple в России — Apple Store.
Проверяющие пришли к выводу, что у ритейлеров стоимость устройств шестого поколения после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 рублей, либо разнилась лишь в течение нескольких дней в период проведения акций.
Цена iPhone 6S с объемом памяти 16 Gb составляла 56 тысяч 99 рублей, модели 6S Plus на 128 Gb — 83 тысячи 99 рублей. В расследовании ФАС также фигурирует пресс-релиз Apple от 28 сентября прошлого года, в котором указаны те же цены, которые действовали у ритейлеров.
Эти факты, по мнению антимонопольного ведомства, указывают на то, что стороны при установлении цен действовали не самостоятельно. На самом деле здесь нет ничего криминального. Это политика компании Apple. И ни о каком сговоре здесь речи быть не может, говорит генеральный директор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.
Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин, в свою очередь считает, что ФАС не учитывает целый ряд факторов при определении цены. А их достаточно много.
Эльдар Муртазин ведущий аналитик компании Mobile Research Group «Мне кажется, что логика ФАС какая-то перекрученная. Они смотрят на прайсовую стоимость, а дальше уже каждая компания, рынок так устроен, пытается создать преимущество за счет скидок, но эти скидки не в лоб на полки транслируются, а это скидка на будущую покупку, это скидка для постоянного покупателя и прочее, прочее. Вот они почему-то отказываются рассматривать такие скидки как скидки, и говорят о том, что они не играют роли. Хотя по факту, если считать деньги, это живые деньги, и компании надо их учитывать. Это просто некая цена, во многом виртуальная, которая в реальности меньше за счет всевозможных скидок. ФАС, к сожалению, это учитывать не хочет».
Кроме того, крупные ритейлеры предоставляют беспроцентную рассрочку при покупке смартфонов. А то, что цены у всех практически одинаковые, так это вполне объяснимо: iPhone шестого поколения — самый дорогой смартфон из присутствующих на рынке. Продавцы в режиме реального времени отслеживают цены друг у друга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что максимальное их снижение в борьбе за покупателя уравнивает цены у всех.