Большая игра под названием «Приватизация «Башнефти»
В «Роснефти» заявили, что не в курсе того, что госкомпания не сможет купить этот актив. Ранее о запрете сообщило РБК. Якобы, такое решение принял Кремль. В «Роснефти» также обратили внимание, что никогда не говорили, что собираются купить «Башнефть». А вот «думать об этом» госкорпорация имеет право
Читать на полной версииНедавно правительственный агент «ВТБ Капитал» отправил возможным претендентам предложение о покупке «Башнефти». Среди них оказались «Роснефть» и «Газпромнефть». В «Роснефти» получение письма подтвердили.
Теперь выяснилось, что отправителя раскритиковал вице-премьер Аркадий Дворкович. Якобы, был телефонный звонок. Из него стало ясно, что Путин запретил продавать «Башнефть» госкомпаниям. Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил Business FM, что в компании не знают о президентском запрете. И, по крайней мере, думать о покупке «Башнефти» они имеют право.
Леонтьев заодно сослался на Игоря Шувалова. Недавно в эксклюзивном интервью Business FM первый вице-премьер сказал, что, когда государственная компания покупает частную, то, в целом, это плохо. Но не нужно рассуждать схематично, нужно посмотреть, как это отразится на нефтяном рынке. Впрочем, Игорь Иванович в этом интервью сделал еще одно важное заявление.
Пока для «Роснефти» препятствий нет. Запрет Кремля — лишь информация СМИ. Кроме того, в интересах госкорпорации актив может купить кто-то другой. Один из официальных претендентов на покупку — «Независимая нефтегазовая компания». Ее владелец Эдуард Худайнатов, бывший президент «Роснефти». Ранее суд признал, что ННК аффилирована с «Роснефтью». Правда, потом арбитраж это решение отменил. Но это лишь технические детали. А в глобальном смысле, могут быть нивелированы главные цели приватизации, одна из которых — наполнить бюджет. Комментирует гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
Что касается другой задачи приватизации — повысить качество управления компанией — то это вопрос дискуссионный. Если «Башнефть» продадут «Роснефти», тем самым власти признают, что в нефтяной госкорпорации очень эффективное управление. И кому тогда продавать саму «Роснефть», чтобы вознести это качество и вовсе на небывалую высоту? Но есть и более приземленный вопрос. Если «Башнефть» запретили продавать госкомпаниям, то зачем «ВТБ Капитал» вообще отправлял им предложения? Или агент не знал о запрете? Или просто писал всем подряд. СМИ выяснили, что письма получили Геннадий Тимченко, Аркадий Ротенберг, Алишер Усманов, Роман Абрамович, Михаил Прохоров. У последнего, кстати, после распродажи активов появляется необходимый кэш… И когда уже в этой истории найдется электрик, который скажет: «Да будет свет»?
Добавим, что государство может продать чуть больше 50% акций «Башнефти». Рыночная цена этого пакета близка к четверти триллиона рублей.