Российский спорт ждет тяжелое лечение. Комментарий Георгия Бовта
Решение МОК не оставило Россию за бортом международного спорта, из страны не сделали изгоя, но репутационный ущерб колоссальный. Что дальше?
Читать на полной версии«Пронесло!» Но непонятно, сколько именно. На фоне тревожных ожиданий полной дисквалификации всей российской сборной решение Международного олимпийского комитета (МОК) показалось едва ли не самым мягким из возможных. Как и предполагалось ранее, право допуска российских спортсменов на Игры делегировано международным спортивным федерациями по видам спорта. Они будут осуществлять такой допуск «в индивидуальном порядке», как это ранее сделала Международная ассоциация легкой атлетики, допустившая из 68 наших спортсменов лишь Дарью Клишину. Теперь российскому спорту предстоит тяжелое лечение, отмечает политолог Георгий Бовт.
Правила сильно разнятся в разных федерациях, предсказать их решения с ходу трудно. В ряде федераций, особенно в тех видах спорта, которые не были упомянуты в известном докладе комиссии Макларена, или речь идет о единичных случаях, у нас высокие шансы на допуск максимального числа спортсменов. Это ряд игровых видов спорта, включая волейбол, стрелковые, водные, гимнастика, фехтование и так далее.
А вот в тяжелой атлетике и борьбе ситуация более тревожная. Отсеют и тех, кто ранее когда-либо был замечен в допинге, пусть и отбыл срок дисквалификации. Могут отсеять и тех, кто не сумеет доказать, что ранее тестировался иностранными лабораториями. «Презумпция невиновности» для россиян работать не будет. Полный масштаб потерь станет ясен на днях. Речь может идти о десятках спортсменов, помимо уже отстраненных 67 легкоатлетов.
Другой вопрос — что делать дальше? В решении МОК есть одно бесспорно положительное для нас: он не вытолкнул наш спорт полностью в международную изоляцию, хотя ему нанесен колоссальный репутационный урон. Из России как спортивной державы не сделали уж полного изгоя. Что, в свою очередь, заставит нас теперь воздержаться от всяких запальчивых «асимметричных», как мы любим, решений.
Причем не обязательно, что таковые могли бы ограничиться сугубо спортивной сферой. Так, в канун решения МОК раздавались голоса весьма известных политических фигур в пользу не только полного бойкота Олимпиады, но «сброса», к примеру, американских облигаций, дабы наказать коварных янки, чьи функционеры требовали полного отстранения от Игр России. Теперь у этих горячих голов будет меньше оснований разжигать политическую истерию, спортивные власти сосредоточатся на мыслях не о мести, а о лечении тяжелой болезни.
Нынешний скандал хоть и не сделал из нашей страны полного спортивного изгоя, но «больным человеком» мирового спорта представил точно. Лечить его накануне судьбоносного решения МОК поручено президентом Путиным специально создаваемой независимой комиссии во главе с 81-летним опытным международным спортивным чиновником еще советских времен Виталием Смирновым. Важно, что она должна включить иностранных специалистов и будет действовать независимо от Министерства спорта РФ во главе с Виталием Мутко, который, как ни странно, все еще находится на своем посту. Хотя очевидна его персональная ответственность за то, что ситуация оказалась с ноября столь запущенной, что чуть не привела к полному отстранению нас от Игр и уже привела к отстранению от целого ряда соревнований под эгидой МОК, включая Европейские игры 2019 года.
Что надо еще провалить, чтобы, наконец, свершилась отставка Мутко, непонятно. Возможно, решающее значение будет иметь уже назначенное расследование ФИФА, членом исполкома которой он является, на предмет этичности поведения Мутко, который был 21 раз упомянут в докладе комиссии Макларена как человек, причастный к допинговым нарушениям в российском спорте. В случае негативного исхода для Мутко ему придется покинуть пост главы Российского футбольного союза, иначе Россию автоматически лишат чемпионата мира 2018 года. Можно надеяться, что в «одном пакете» он оставит и пост министра. У нас, конечно, не любят увольнять «под давлением», но не доводить же этот принцип до абсурда.
Еще одна «приятная» новость от МОК для России в том, что на Игры в Рио не допущена в качестве «независимой спортсменки» Юлия Степанова, главный информатор ВАДА в расследовании применения допинга в легкой атлетике. Степанова, хотя и отбыла срок дисквалификации за то, что сама употребляла допинг, не подпадает под критерии допуска, выдвинутые ко всем остальным россиянам. Для «стукача» исключения делать не стали, пригласив в Рио лишь в качестве почетного гостя и выразив благодарность на словах, в отличие от Мутко и всех российских спортивных чиновников, которые аккредитации на Игры лишены. Ну что ж, наверное, так уж точно будет справедливо и по-олимпийски.