ОлимпиВАДА: игра на поражение. Комментарий Георгия Бовта
Российских легкоатлетов не пускают на Игры в Рио из-за допингового скандала. Быть может, российским чиновникам стоило спросить себя: что они сделали, чтобы этого избежать?
Читать на полной версииСпортивный арбитражный суд в Лозанне отклонил коллективный иск 68 российских легкоатлетов и поддержал решение Международной ассоциации легкой атлетики (IAAF) отстранить их от Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Решение это окончательное.
Решение спортивного арбитража было ожидаемым. Российские спортивные функционеры напрасно сеяли иллюзии и источали оптимизм, утвердив накануне список Олимпийской сборной страны в составе 347 человек, включая 68 легкоатлетов. Была даже назначена церемония проводов команды в Рио на пятницу. Но суд поддержал оспоренный Россией принцип коллективной ответственности всей национальной федерации в случае, когда речь идет о нарушении олимпийских принципов на государственном уровне.
В данном случае речь о «государственной допинговой программе», и российским спортивным чиновникам, выдающим многословные сентенции по поводу политизированности такого решения и заговоре против России, стоит спросить себя: а что они, собственно, сделали, чтобы такое позорящее нашу страну решение предотвратить? Были ли налажены должные контакты с международными спортивными деятелями, адекватна ли была лоббистская и разъяснительная работа или все свелось к звонким политическим заявлениям?
Министр спорта Виталий Мутко и глава Российского Олимпийского комитета Александр Жуков сетуют теперь, что, мол, Международная ассоциация легкой атлетики 17 июня ввела дополнительный жесткий критерий отбора наших спортсменов, открыв доступ в Рио только тем, кто тренировался и тестировался на допинг за границей. Но они забывают упомянуть, что с ноября тестирование на допинг тренирующихся в России было поручено Британскому антидопинговому агентству, сотрудничество с которым наши деятели полностью провалили. Британцы написали убийственный доклад, полный упоминаний тех же методов манипуляций и укрывательства спортсменов от внезапных проверок, недопущения контролеров в места тренировок, что упомянуты в ноябрьском докладе ВАДА. Лишь после этого появилось требование IAAF о заграничных тренировках. А если бы тот же Мутко, который сегодня уже выглядит просто одиозно, был уволен еще осенью, то сам этот шаг мог стать свидетельством искренности стремления поменять порочную систему. Против него все равно теперь заводит разбирательство ФИФА, членом исполкома которой он является и которое означает начало подкопа под футбольный чемпионат в России в 2018 году.
Мутко, как и всем чиновникам Минспорта, отказано в аккредитации в Рио. Но министр и теперь продолжает хлопотать лицом и делать полубессмысленные заявления о готовности «защищать интересы наших спортсменов» и идти в Верховный суд Швейцарии. Тот действительно выше спортивного арбитража, только ведь мы сами подписались под бумагой, где признали решение арбитража окончательным, а ранее подписались под правилом IAAF о коллективной ответственности, которое затем пошли обжаловать.
Международный олимпийский комитет (МОК), дождавшись решения спортивного арбитража, вынесет решение об участии всей российской олимпийской сборной в играх 24 июля. Глава МОК Томас Бах не очень хотел бы дисквалифицировать столь мощную спортивную державу, но он не всесилен. МОК на июньском саммите постановил, что главное решение о допуске российских спортсменов должны принять международные ассоциации по отдельным видам спорта. Причем на основании такого же подхода, каким руководствовалась IAAF, которая допустила лишь двоих россиянок.
ВАДА уже призвало 20 ассоциаций летних видов спорта, по которым в его докладе насчет российских спортсменов были отмечены нарушения, дисквалифицировать соответствующие российские спортивные федерации на основе принципа коллективной ответственности. МОК 24 июля лишь утвердит решение ассоциаций. Если будет возможность не выгонять с Олимпиады целую страну, МОК, скорее всего, ей воспользуется, и мы будем участвовать в ограниченном числе соревнований. Пока расклад по всем международным ассоциациям неясен. Какие-то страны высказались за участие россиян, другие склонны прислушаться к ВАДА.
В то же время в России со стороны отдельных политиков и спортсменов звучат голоса в пользу бойкота Олимпиады. Теоретически, он мог быть оформлен как инициатива снизу самих спортсменов в знак солидарности с нашими легкоатлетами, с которыми поступили, если смотреть со стороны, не вполне справедливо, наказав в том числе невиновных. Однако такой бойкот грозит лишь усугубить катастрофу в российском спорте, обрекая его на международную изоляцию. В этом случае с чемпионатом мира по футболу в России можно будет проститься уже сейчас.
На сайте BFM.ru проводится опрос: каков должен быть российский ответ на решение арбитража в Лозанне? Больше половины ответивших считают, что должна последовать жесткая реакция, бойкот, отказ от выступления под белым флагом. Остальные полагают, что стране следует полностью сотрудничать с МОК и ВАДА, иначе она окажется в изоляции надолго.