Высшее образование — не для всех, а только для трети россиян
Такой точки зрения придерживается вице-премьер Ольга Голодец. По ее мнению, около 65% россиян не нуждаются в высшем образовании. Для чего, действительно, россияне стремятся грызть гранит науки?
Читать на полной версииВ правительстве считают, что диплом вуза нужен лишь трети граждан. Как заявила вице-премьер Ольга Голодец, около 65% россиян не нуждаются в высшем образовании, поскольку для многих профессий, которым раньше учили в высших учебных заведениях, сейчас достаточно среднего специального образования. Действительно ли это так?
Наталья Щербакова директор по продажам по России и СНГ кадрового холдинга АНКОР «Наукоемкие области, профессии будут больше всего востребованы, поэтому наличие специального образования будет достаточно для выполнения каких-то функций. Однако все равно, по моему мнению, чтобы мозг был в достаточной степени структурирован, чтобы давать те решения, которые, по сути дела, будут нужны для новых разработок и внедрений, высшее образование все же нужно, потому что в высшем образовании несколько иной подход к усвоению информации, к анализу, более системный подход к информации, знаниям, процессам и прочее. Я думаю, что зарплата напрямую не будет зависеть с наличием или отсутствием образования, потому что в первую очередь работодатели смотрят на то, что человек может делать, на те компетенции, которыми определенный кандидат, сотрудник обладает. Поэтому, скорее всего, зарплата будет привязана к этому. Безусловно, чем образованнее тот или иной сотрудник, тем больше у него возможностей, потому что он сможет более эффективно работать для работодателя».
По данным Европейского социального исследования 2010 года, Россия относится к группе европейских стран с высоким уровнем образования среди людей в возрастной группе от 25 до 39 лет — 39%. Схожие показатели есть у Кипра, Украины и Польши. Ниже уровень образования в этой возрастной группе у жителей Германии (20%), Франции (23%), Швейцарии (25%). Выше — около 50% — в Дании, Бельгии и Норвегии .
Почему в России исторически многие стремятся к высшему образованию?
Наталья Тихонова доктор социологических наук, главный научный сотрудник РАН «Высшее образование — это не только профессиональные знания, это еще и определенная социализация, начиная с умения себя вести и кончая умением разговаривать. Поэтому для объявления, что требуется продавец в отдел какой-нибудь техники с высшим инженерным образованием. Работодателю всегда выгоднее, потому что с ним легче. Поэтому высшее образование сейчас делится на две группы. Одна, поменьше, дает высшее профессиональное образование — физтех, Бауманка; другая группа дает образование, которое не то, что вообще никакое, оно какое-то, но ни к чему, где предполагается ответственность, связанная с квалификацией, вас подпускать нельзя. Второй тип высшего образования, он дальше позволяет в худшем случае, если вы живете в депрессивном регионе, у вас нет никаких связей, вы выходите на тот сегмент рынка труда, где высшее образование не требуется, но у вас есть дополнительные преимущества на нем, и вы можете устроиться на лучшие места, чем те, которые вы бы получили без высшего образования. Поэтому наше население стремилось к высшему образованию, стремится и будет его стремиться получать, потому что так устроен наш рынок труда».
В России высшее образование — это вопрос имиджа, и поэтому, чтобы заполнить пустующие профессиональные ниши, это стоит учитывать, считает российский политолог и социолог Валерия Касамара.
Валерия Касамара российский политолог и социолог «По поводу того, что, действительно, такого количества людей, имеющих полноценное высшее образование, на рынке не требуется, так оно и есть, но для этого должно поменяться, в принципе, восприятие к различным профессиям, чтобы те же самые россияне, а не мигранты, пошли на рынок труда и начали выполнять ту работу, которую сейчас выполняют мигранты. Если мы смещаем акценты, именно с точки зрения выстраивания новой системы ценностей, то мы понимаем, что люди, получив диплом колледжа или техникума, или училища, или же есть предложение, чтобы это был прикладной бакалавриат, когда человек учится 3-4 года, получает диплом хорошего высшего учебного заведения, а в результате работает поваром. Здесь он получает и диплом, удовлетворяет свои амбиции и в то же время получает профессию, которая не заставляет его учиться 5 лет, а потом просто проходить курсы повышения квалификации, условно, или мастер-классы у каких-то более известных коллег. Поэтому два момента: первый — как мы решаем психологическую проблему, то есть запрос на высшее образование, а другой — как мы удовлетворяем рынок труда».
Между тем, по данным Росстата, полученным на основе информации, собранной в ходе переписи населения в 2010 году, лишь четверть жителей России являются обладателями дипломов о высшем образовании.
А министр образования Дмитрий Ливанов в мае сообщил, что за последние три года число российских школьников, которые после девятого класса хотят учиться в техникумах, выросло вдвое. Их доля в общем числе выпускников достигла 40%.