Исполнитель теракта в Ницце был известен полицейским, но не службам разведки. Agence France Presse ссылается на источник, близкий к следствию. 31-летний гражданин Франции тунисского происхождения за рулем грузовика врезался в толпу людей, пришедших накануне вечером на Английскую набережную смотреть салют по случаю национального праздника Дня взятия Бастилии. По словам очевидцев, фура делала зигзаги и давила людей на протяжении почти двух километров набережной, а водитель вел беспорядочную стрельбу по толпе.

Люди пытались спастись, прыгая в море, но грузовик остановился только тогда, когда полицейские застрелили сидевшего за рулем террориста. По последним данным 84 человека погибли, около 20 в критическом состоянии. Более 100 человек получили ранения. Исполнителем теракта в Ницце мог быть как одиночка, проникшийся пропагандой в соцсетях, так и организованная группа, считает экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми.

Яков Кедми экс-руководитель израильской спецслужбы «Натив» «Террор, который сейчас распространяется в мире, пользуется все более и более разнообразными способами. Нападение на редакцию журнала в Париже — это не европейский сценарий. Просто использовали те возможности, которые могут быть в Ницце, и условия позволяли найти именно такой способ, который дал бы больший эффект. Если это один человек, это может быть его и самостоятельная акция и, может быть, он действует в рамках какой-то организации. Это можно узнать, только расследовав сегодня террор, который распространяется. Можно формально записаться в организацию или пройти какой-то курс, люди могут это делать совершенно самостоятельно в любой стране. Таковы были террористические акты во Франции в последнее время и в США. Почему снова Франция — вероятно, это было удобней. Эти люди — граждане Франции, легко там ориентируются. Удобное место, приток туристов — удобство попасть в этот момент. Где-то заполучить какую-то машину легче. Проблема в том, что надо начать процесс совершенно других методов борьбы с террором, начиная с реорганизации всех государственных структур и создания новых для борьбы с террором в области разведки, сбора данных, определения потенциальных террористов. Потому что эти люди не действуют в пустом пространстве, они как-то функционируют, где-то получают информацию, где-то добывают оружие. Совершенно по-другому надо вести контроль и за населением, и за террористическими организациями».

Многие жители Франции в последнее время жили в ожидании чего-то подобного — так прокомментировала Business FM произошедший теракт частный гид из Ниццы Елена Смирнова.

Елена Смирнова частный гид из Ниццы «Сегодняшний день многое покажет вообще. Сейчас не хочется думать об этом, потому что, действительно, это драма. Трудно представить, как дальше вообще все будет, потому что это же не случай, который все обрывает и один раз произошел, это продолжение всего, что идет во Франции, и не только во Франции, а во всем мире. Как человек, который постоянно здесь живет, да и потом русская община большая очень, идет после арабской, после армянской, а вообще-то у нас 20 общин, это очень многонациональный город, и столько же соборов. Внизу находятся маленькие, там, шведы, румыны, вот такие, может быть, маленькие страны, но Ницца — многонациональный город. Что это будет, пока трудно представить. Нужно сегодня посмотреть, что будет происходить, а главное, найдут ли они какие-то моменты, это же может быть еще и началом только и в Париже, и в других странах. Кроме того, сначала это выглядело, будто был одиночка-сумасшедший, теперь, похоже, что это не одиночка-сумасшедший был, что это все-таки как-то связано с чем. Но во Франции все были насторожены. Даже у меня знакомые французы, кто особенно работает в международных сферах, говорили, что в Париже особенно, надо ждать продолжения, что должно где-то что-то опять произойти через какое-то время».

Многие уже начинают задаваться вопросом, почему французские спецслужбы не смогли предотвратить атаку на такую очевидную цель, рассказывает корреспондент AL Jazeera в Ницце Дэвид Чейтер.

Дэвид Чейтер корреспондент AL Jazeera «Это совершенно невероятное событие: фуре, набитой оружием и взрывчаткой, удалось проехать на набережную Променад-дез-Англе, где чуть ли не весь город собирается посмотреть фейерверки в день взятия Бастилии. Это совершенно очевидная и уязвимая цель, по которой могли нанести удар террористы, так что службам безопасности придется ответить на множество вопросов. Променад-дез-Англе, пожалуй, самая известная часть набережной курортного города, здесь расположены дорогие отели и лучшие пляжи, на которых отдыхают как туристы, так и местные жители. После такой атаки на совершенно очевидную цель, лично я как житель Франции начинаю сомневаться в способности правоохранительных органов защитить страну от терроризма. Если такое смогло произойти, что еще возможно? Почему они не остановили грузовик? Как террористу удалось проехать на набережную туристического города на огромном грузовике с оружием и гранатами? Почему власти допустили такое в самом центре Ниццы?»

Мнение по поводу случившегося также высказал независимый аналитик из Израиля Александр Этерман:

Александр Этерман независимый аналитик из Израиля «Я могу вам придумать 20 объяснений, но какое из них верное? Ну, например, было хорошо известно, что на только что завершившемся чемпионате Европы по футболу планировалось большое количество терактов. Были предприняты чудовищные совершенно по интенсивности меры для их предотвращения, предотвратить удалось. Как раз вчера президент Франсуа Олланд говорил о том, что он хочет отменить продолжающееся несколько месяцев после предыдущих терактов в Париже чрезвычайное положение. Очень может быть, что теракт готовившийся, который должен был пройти до 10 числа, то есть до того ,как завершился чемпионат, когда было много иностранцев, был выпущен-таки в свет. Напряженность так сказать оборонной охраны несколько уменьшилась. Трудно представить себе, чтобы последние достижения, этот марш на Мосул, в Ираке породил такой теракт, который явно долго готовился, не забывайте. Если это действительно теракт, то это почти наверняка ИГ. Не забывайте, что они это сделали в День независимости французской республики. Предыдущие террористические организации не обращали внимания на чужие даты — для них 7 ноября, 4 июля, 14 июля не были существенными. Вот это стиль ИГ. Очень трудно представить, что такой нетривиальный акт был организован за несколько дней, вот когда над Мосулом наконец нависла угроза, скажем так. Если это они, доказать пока не могу, известно имя этого человека, у нас его транслируют по радио — 31-летний тунисец, французский гражданин, имеющий небольшой уголовный список, но никакой связи с террором, он не под наблюдением спецслужб. Чтобы такого человека найти и вытащить в нужный момент, требуется время. Человека, не находящегося под подозрением, но которого можно убедить пожертвовать собственной жизнью. Трудно представить себе, что этот теракт был запущен позавчера. Другое дело, что это мог быть такой дремлющий, спящий агент, которого можно было запустить в любой момент. Но если все так сложно, то мои гадания бессмысленны. Появление одного человека, да еще неизвестно великий ли он боец, с автоматом или пятью пистолетами, не привело бы к такому кошмарному — около 80 погибших — результату. Мега-теракт — это всегда очень сложно. Чтобы тебя не убили немедленно, в таком месте всегда очень много полицейских, а вот когда у тебя под руками такой огромный танк тяжелый, что с тобой можно сделать?»

В Москве горожане с утра понесли цветы и записки к посольству Франции. Возле здания дипмиссии на Большой Якиманке в центре российской столицы лежат цветы, горят свечи. Одна из записок гласит Stay strong («Держитесь»), другая — Pray for Nice («Молимся за Ниццу»).

В российском МИД в связи с терактом заявили о необходимости бороться с реальными угрозами, а не с «гибридными». Ведомство выразило соболезнования семьям и близким погибших.