Казань, Томск, Тамбов, Сыктывкар... Далеко не полный перечень городов, где дачники судятся с «Газпромом» по поводу сноса своих домов. Так, в Томской области на территории села Корнилово по иску «Газпром трансгаз Томск» могут быть снесены более 20 домов. Строения оказались расположены в защитной зоне магистрального газопровода. Томичи ведут сбор подписей против сноса: в петиции отмечается, что при покупке земли люди ничего не знали о ее «запретном» статусе.

Ничего не знали о газопроводе и жители казанского поселка Салмачи, где под снос могут попасть 200 домов. В 2007 году поселок вошел в черту города. В мэрии говорят, что лишь в конце 2015-го получили от газовиков местоположение трубы. Каким же образом люди могли узнать о том, что здесь проходит газопровод? Причем, не одна труба, а сразу три — помимо газа, который поступает в Казань, Йошкар-Олу и другие города, это этан и этилен для нужд химзаводов. Вот что рассказала Business FM жительница Салмачей Екатерина Бурундукова.

Екатерина Бурундукова жительница поселка Салмачи«При покупке участка люди ходили проверяли его в регистрационной палате, к кадастровым инженерам обращались, во все инстанции, чтобы проверить чистая земля или нет. Строились, регистрировали дома, прописывались, адрес получали, улицы даже называли новые. А сейчас, в начале 2016-го «Газпром трансгаз Казань» и «Казаньнефтехим» начали подавать иски о сносе домов в зоне минимально допустимого расстояния».

Теперь жители просят вынести газопровод за черту города, так как его там вообще не должно быть. Или возвести бетонную стену. Надежда, что их дома не будут сносить, появилась у тамбовских дачников. Они судятся с «Газпром трансгаз Саратов» за свои дома, помешавшие участку газопровода «Кирсанов — Тамбов». И тоже попали в охранную зону. Вот что говорил телеканалу «Новый век» начальник филиала «Газпром трансгаз Саратов» Юрий Юмашев.

Юрий Юмашев начальник филиала «Газпром трансгаз Саратов» «Пока разрабатываются разные проекты. Сказать, какой проект будет принят? Ну, я пока вам сказать этого не могу. Потому что решение о реконструкции и выносе этого газопровода, естественно, будет принимать руководство ПАО «Газпром».

Ну, а пока решение не принято, есть решение суда о сносе домов. Большинство дачных строений, по-прежнему, на месте, вот только борьба влетает в копеечку. Штрафы за неисполнение судебных решение вычитают прямо из пенсий, говорит одна из дачниц Галина Михайлова.

Галина Михайлова дачница «Штраф идет. Неисполнение решения — пять тысяч, потом опять по 2,5 через каждые десять дней. Где пенсионерам чего взять?».

За пенсионеров даже вступились местные власти. Но отсрочить выплату штрафов можно только на два месяца. В Сыктывкаре опасность сноса затрагивает сразу семь дачных кооперативов.

Первые участки в этих местах начали выделять еще в 1967 году, а спустя четыре года был введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Микунь — Сыктывкар» первого класса опасности. Тогда отметок о нарушении ширины охранной зоны сделано не было.

И похожие ситуации по всей стране. Позиция «Газпрома» вполне объяснима. Ведь если что-то случится, то могут пострадать люди, которые находятся в опасной зоне. Но почему эта тема возникла только сейчас? Почему раньше ни власти, которые выдавали разрешения, ни ответственные за газопроводы этим не озаботились — остается большим вопросом.