Кто прав в конфликте «Победы» и пары с трехмесячным ребенком?
Молодая пара с младенцем не успела воспользоваться платной услугой по выбору места. В итоге родители повздорили со стюардессой, дошло до посадки самолета и разбирательств с полицией. Однако как выглядит ситуация с точки зрения закона?
Читать на полной версииВ соцсетях разгорается скандал вокруг авиакомпании «Победа». Молодая пара во время полета из Милана в Москву решила поменять места, чтобы сидеть рядом и успокоить ребенка. Однако стюардесса потребовала пересесть обратно, так как супруги не оплатили услугу выбора места. После приземления пару с трехмесячным ребенком не выпустили из салона, а к самолету подъехали два микроавтобуса полиции.
Об этом инциденте в Facebook написал один из пассажиров, Максим Коровкин, чей пост собрал уже около 2 000 перепостов. Подробно о произошедшем он рассказал Business FM:
Максим Коровкин пассажир рейса авиакомпании «Победа» «Мы вылетали 3 июля из аэропорта «Бергамо» около Милана. Встали в очередь на взлет. Командир корабля сообщил, что мы будем еще ждать взлета около десяти минут. Молодая пара с маленьким ребенком села на сидения передо мной, чтобы находиться вместе, они были свободны. К ним подошла бортпроводница и начала настаивать на том, чтобы они встали со своих мест, и ушли туда, откуда пришли. Они отказались. Самолет взлетел, набрал высоту. Бортпроводница подошла к ним снова и продолжила попытки заставить их разойтись по своим углам. Бортпроводница позвала старшую бортпроводницу, и они уже вместе продолжили попытки заставить пару с ребенком разойтись по своим местам. Главная аргументация была такая: вы не заплатили за то, чтобы сидеть вместе, поэтому сидите раздельно. Сейчас платить поздно, надо было делать это раньше. Все, кто присутствовал, в том числе я, просили оставить людей в покое, тем более, что они заняли самые дешевые места на одном из самых последних рядов. Молодая пара продолжала просить оставить их вместе, так как у них маленький, насколько я знаю, трехмесячный ребенок. Стюардессы продолжали настаивать на том, что без оплаты этой услуги они не могут сидеть вместе. По прилету экипаж вызвал сотрудников полиции, которые отвезли молодую пару в отделение и завели на них дело об административном правонарушении».
В самой авиакомпании пояснили, что пассажиры получили письменное предписание командира воздушного судна вернуться на место, обозначенное в билете, невыполнение этого требования является административным правонарушением. Значит, пассажиры признаны авиадебоширами.
В «Победе» отмечают, что пассажир с грудным ребенком на руках прошел по салону во время руления, а во время взлета при горящем табло «застегнуть ремни» запрещается вставать с места и перемещаться по салону. При этом, как утверждают в авиакомпании, пассажир в ответ на замечание бортпроводника «послал» его в грубой форме.
Как выглядит ситуация с точки зрения закона? Об этом рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «С точки зрения законодательства есть ограничение: дети, которые путешествуют с родителями, должны размещаться вместе, как минимум с одним из родителей. И это правило формально было выполнено. Далее уже вступило в действие правило авиакомпании, у которой есть автоматическая система, рассаживающая пассажиров на произвольные места, но при этом всегда есть возможность за дополнительную плату выбрать подходящее место и сидеть вместе. Что касается пересаживания после того, как завершилась уже посадка, в общем-то, это противоречит действующим правилам. То есть пассажиры должны занимать места согласно посадочным талонам. Все остальное — это, в общем-то, либо требования безопасности, либо требования собственно правил авиакомпании. С этой точки зрения, если авиаперевозчик установил соответствующие требования, это не противоречит действующему законодательству».
Мать ребенка Алена Марченко написала в Facebook, что была готова заплатить за места рядом, но когда она покупала билеты, сделать это не удалось. Уже на борту, как она утверждает, она предложила выкупить эти места, по любому тарифу. «Но в тот момент компания «Победа» моих денег уже не хотела и с гораздо большей радостью общалась с полицией», — пишет Марченко Однако вот что заявила Business FM пресс-секретарь компании «Победа» Елена Селиванова:
Елена Селиванова пресс-секретарь компании «Победа» «Когда пассажир бронирует билеты, у него несколько раз на экране выскакивает окошко, в котором предлагается выбор места, и несколько раз напоминается: «Уважаемый пассажир, у вас место не выбрано. Вы хотите выбрать место? Если вы место не выбираете, у нас в салоне воздушного судна пересаживаться запрещено». У нас никаких сбоев на сайте с этой услугой не было, и нет. Далее. Эту услугу можно оформить в колл-центре, эту услугу можно оформить на стойках регистрации. Правда, в аэропорту она стоит дороже чем на сайте, ну, как все наши услуги. Если на сайте за 149 рублей можно выбрать место, то в аэропорту эта услуга уже стоит 300 рублей. У нас примерно 30% пассажиров оформляют эту услугу, и ни у кого не возникает проблем. Поэтому в данном случае немного странно, почему именно у этого пассажира не получилось оформить услугу выбора места. Во-первых, когда горит табло «Пристегнуть ремни», любым пассажирам, абсолютно всем запрещено передвигаться по салону — это просто в целях безопасности. В данном случае пассажир на рулении и не обращает внимания на правила безопасности, не просто перевозки. Он отстегивает ремни, идет по салону, пересаживается на другое место на свое усмотрение. Когда бортпроводник делает замечание, он не реагирует, а потом реагирует в грубой форме. Это не самое страшное. Самое страшное — когда командир дает письменное предписание пассажиру занять место, его никто не слушает. В полете всегда командир — это просто закон, и не слушаться командира запрещено. Уже после полета можно разбираться, кто прав, кто виноват, но все обязаны подчиниться требованиям командира воздушного судна. Предписание командира было не выполнено. Это административное правонарушение».
Некоторые пользователи соцсетей указывают, что здесь имел место человеческий фактор, поскольку часто на рейсах «Победы» пассажиры, желающие пересесть, не испытывают никаких проблем.