Киев отреагировал нервно. Указ российского президента был опубликован в воскресенье. Примерно сутки Украина думала. А в понедельник Министерство экономики страны заявило, что этот закон может остановить транзит украинских товаров через Россию, поэтому последует ответ. Россия, действительно, хоть и временно, но останавливает движение через свою территорию примерно 90% всех украинских товаров, в том числе попадающих под действие нашего продэмбарго, то есть мяса, овощей, молока и так далее. Речь идет о транзите в Казахстан и Киргизию. Если Украина примет зеркальные меры — это, видимо, будут заградительные пошлины, — то, вероятно, повторятся памятные события начала года, когда были заблокированы сначала российские фуры, а потом остановился транзит в обе стороны, прогнозирует гендиректор холдинговой компании «Совтрансавто» Владимир Тян.

Владимир Тян гендиректор холдинговой компании «Совтрансавто» «Для Украины транзит через Россию важен, прежде всего, к странам СНГ и бывшего Советского Союза, это для них важное направление. А для России украинский транзит — по-прежнему кратчайший путь в сторону Италии и Южной Европы, он важен, и он используется, поэтому я думаю, что ситуация назревает пока что аналогичная той, которая была тогда. Тем более что я не очень понимаю, на фоне каких обострений это должно происходить и почему именно сейчас».

Причины происходящего не смог объяснить даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. И лишь предположил, что это связано с ЕАЭС. И все-таки сам по себе указ не так уж сильно ущемляет украинские права. По данным Госкомстата Украины, страна в прошлом году продала в Казахстан товары на 700 млн долларов. 2% от общего экспорта. Кстати, это сопоставимо с экспортом Украины, например, в Ирак. А строчка Киргизия в соответствующем разделе Госкомстата и вовсе отсутствует. То есть по-настоящему весомого повода, чтобы разрывать все транзитные отношения с Россией, у Киева нет.

Борис Кушнирук глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра «Он небольшой, торговый оборот для Украины, но все равно он есть. И, естественно, для Украины нет другого выхода, как либо просто «проглотить», либо ответить симметричными действиями, то есть ввести запрет транзита российских грузов через территорию Украины. Понятно, что это все в большей степени политика, нежели экономическая основа, но боюсь, что это надолго. Весь негатив мы уже «съели», что называется, но он еще имеет место быть».

Одна из экономических причин, по которой мог быть принят закон, связан с серыми поставками. Можно вспомнить заявление союза украинских производителей молока. Там в конце прошлого года рассказали, что, несмотря на запрет, в Россию ежемесячно привозят 5 тысяч тонн украинской молочной продукции. А ввоз запрещенки под видом транзита — самая распространенная серая схема экспорта. И, тем не менее, Москва, пусть и защищая свои интересы, развязывает новую торговую войну с Украиной. Когда были заблокированы фуры, Киев оценил возможные потери в 4,5 млрд долларов. Это пятая часть бюджета страны. Впрочем, у Украины есть менее болезненный выход из положения. Можно попросить Казахстан, чтобы он попросил Россию восстановить транзит. И тогда, Россия, как определено в указе, может пойти навстречу. Вопрос, позволит ли это украинское самолюбие?