Операторы связи предложили государству 1% прибыли для исполнения «пакета Яровой». Гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков и президент МТС Андрей Дубовсков посоветовали соавтору антитеррористического пакета ввести налог на выручку операторов мобильной связи в размере 1%, на который государство сможет создавать центры обработки хранения данных. Об этом глава «Мегафона» рассказал в интервью газете «Коммерсантъ».

Почему возникла такая идея и получит ли она какое-то продолжение? Отвечает директор по связям с общественностью компании «Мегафон» Петр Лидов:

Петр Лидов директор по связям с общественностью компании «Мегафон» «Мы предложили ввести какой-то специальный налог, чтобы обеспечить сбор этих данных. Если это 1%, это приемлемо для отрасли, если это 20% — это несколько сложнее. Но принципиальный вопрос состоит в том, что во всем мире, и у нас, сбором информации о гражданах должно заниматься государство, а не частные компании в неопределенном количестве. Целесообразнее было бы искать средства для этого и организовывать этот процесс государству. Предложение было высказано депутату Ирине Яровой, высказали его два генеральных директора — компании МТС и компании «Мегафон», оно было отвергнуто. Депутаты решили идти по пути, на наш взгляд, совершенно бессмысленному. Он не реализуемый — ни с точки зрения здравого смысла, ни с точки зрения финансовой, ни с точки зрения технической. Более того, сегодня появились заявления уже специалистов из ФСБ, которые говорят, что и с точки зрения безопасности оно никакого смысла не имеет, потому что записывать все разговоры всех граждан и хранить их в течение шести месяцев — толку от этого нуль, потому что расшифровать и прослушать их невозможно. Поэтому правильный путь — система мониторинга, а не система записи и складирования огромных данных законопослушных граждан».

Полностью согласны с предложением коллег в «Билайне».

Анна Айбашева пресс-секретарь компании «Вымпелком»/«Билайн» «Вымпелком» поддерживает эту идею, поскольку это создаст правильную индикацию стоимости борьбы с терроризмом, а также создаст минимальное воздействие на наших клиентов, в интересах которых мы все и работаем, и также даст возможность формировать единую инфраструктуру на всю страну, а не инвестировать каждому из операторов отдельно. Еще нужно обсуждать, но это более здравое и более реализуемое предложение, нежели то, что диктуют требования законопроекта».

Помощники депутата Ирины Яровой отказались комментировать ситуацию, переадресовав вопросы Business FM правительству. Государство вряд ли согласится на предложение мобильных операторов, считает издатель журналов Stuff и What Hi-Fi Денис Самсонов.

Денис Самсонов издатель журналов Stuff и What Hi-Fi «Закон Яровой потенциально может повлечь за собой разрушительные последствия для отрасли, и сейчас довольно талантливые и креативные люди предлагают разные способы выйти из этой ситуации. Обсуждалось использование технологии Big Data, которая позволила бы хранить на серверах не весь объем трафика, а лишь его незначительную часть. Из этой же серии история с 1%, поскольку, если закон Яровой будет реализован буквально, дословно и в полном объеме, это будут суммы, на порядки большие, чем этот 1%, на который готова согласиться телеком-индустрия. Я не думаю, что государство пойдет на это предложение, но еще ровно и потому, что вместе с этим 1% на плечи государственных органов ляжет реализация этого титанического и бессмысленного проекта, и никто этим заниматься, по большому счету, не захочет. Но вообще само по себе предложение интересное, где-то остроумное. Прелесть предложения в том, что, с одной стороны, 1% — это довольно приличные деньги, с другой стороны, их явно недостаточно для реализации всех необходимых технических мероприятий, которые требует закон Яровой. И в этом смысле это еще и мощный пиар-ход, который должен показать, что даже эти деньги, которые телеком готов показать и отдать, смешны на фоне масштабов тех задач, которые ставят реализацию закона Яровой в полном масштабе».

В любом случае, выход придется искать. И компромиссное решение между операторами и государством скорее всего будет найдено, считает руководитель аналитического управления, старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Константин Чернышев

Константин Чернышев руководитель аналитического управления, старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» «Тут вопрос какой: либо государство само берется строить тогда эти дата-центры и контролировать эту ситуацию, либо оно из определенного фонда финансирует затраты операторов. Если исходить из оценок операторов, то, конечно, более существенные деньги должны быть задействованы в этом случае, 1% не хватит. Но там есть тонкость в том, что в принципе порядок использования и применения и так далее должно определить правительство, соответственно от этого будет зависеть конечный объем затрат. Это было бы разумно — ввести налог или дополнительные отчисления в какой-то фонд, а правительство бы, исходя из объема этого фонда, определилось бы с объемом данных, которые надо хранить или с перечнем этих данных, это бы, может быть, устроило тогда операторов и все заинтересованные стороны. Мне кажется, у операторов гораздо больше шансов убедить правительство в рациональных действиях, чем Думу, во всяком случае, такой вариант отвергать нельзя — что операторы найдут какое-то компромиссное решение с правительством».

Антитеррористический пакет, одобренный Госдумой и Советом Федерации в июне этого года, вводит новые требования к операторам связи и интернет-компаниям: с 1 июля 2018 года они будут обязаны хранить содержание звонков и переписки пользователей сроком до полугода, а организаторы распространения информации в Интернете — декодировать все сообщения пользователей и без решения суда передавать ФСБ «ключи» к зашифрованному трафику.

По оценкам операторов связи, дополнительные расходы на выполнение этих требований составят более 2 трлн рублей. Они также предупредили, что это может вызвать рост тарифов на связь. Однако, по мнению Яровой, для роста тарифов нет никаких поводов. Депутат обвинила операторов в жажде наживы.