Центробанки делают все для падения доллара
Национальные банки, аккумулирующие огромные валютные резервы, все чаще отказываются от доллара в пользу евро и иены, усиливая давление на американскую валюту на витке ее самого долгого за многие годы падения
Читать на полной версииЗа прошлый квартал нацбанки увеличили валютные резервы на 413 млрд долларов, максимально с 2003 года. Как указывает Bloomberg, общий объем резервов теперь достигает 7,3 трлн долларов. По имеющейся информации, 63% от суммы резервов, сформированных за апрель, май и июнь, были вложены в евро и иену, свидетельствуют данные Barclays Capital. Это максимальный процентный показатель за квартал.
Оценки Barclays основаны на данных МВФ, полученных от центробанков, которые публикуют информацию о структуре своих вложений. Суммарно на их долю приходится 63% мировых валютных резервов. Barclays скорректировал данные МВФ с учетом изменения обменных курсов, чтобы получить точную картину на момент фактического размещения средств.
Мировые лидеры, по-видимому, переходят к действию, в то время как администрация Барака Обамы демонстрирует готовность допустить ослабление национальной валюты для стимулирования экспорта, пока это не отталкивает кредиторов США. Диверсификация валютных резервов означает, что в ближайшее время можно не рассчитывать на восстановление американской валюты после продолжительного падения. За прошедшие шесть лет взвешенный индекс доллара против других валют снизился на 10%, что является самым резким спадом с 1991 года.
«Мировые центробанки все более серьезно подходят к диверсификации, тогда как раньше они только говорили об этом, — комментирует в интервью Bloomberg бывший аналитик ФРС Стив Ингландер (Steven Englander), возглавляющий сегодня валютное направление в Barclays Capital в Нью-Йорке. — Кажется, они действительно уходят от доллара».
37-процентная доля доллара в составе новых резервов, сформированных за квартал, намного ниже аналогичного среднего показателя за период с 1999 года, достигавшего 63%. Ингландер в отчете сделал вывод, что в третьем квартале эта тенденция ускорилась. В ближайшие несколько месяцев все факторы в пользу диверсификации остаются в силе, считает аналитик.
Ингландер прогнозирует, что курс доллара против евро за три месяца упадет на 3,3% до 1,52. В марте, когда доллар достиг максимума, он рекомендовал продавать американскую валюту. Аналитики банка Standard Chartered, прогнозы которых в опросах Bloomberg оказываются наиболее точными, ожидает к концу года снижение курса до 1,55 доллара за евро.
Американская валюта остается под давлением, в то время как министерство финансов США размещает рекордные объемы долга для финансирования бюджетного дефицита, который по итогам 2009 бюджетного года, завершившегося 30 сентября, достиг максимального уровня 1,4 трлн долларов.
Иностранные компании и регуляторы все чаще говорят, что сталкиваются с серьезными трудностями — как на уровне бизнеса, так и экономической системы в целом — в результате ослабления доллара. В частности, о сложностях, связанных с валютными курсами, говорили представители Toyota и Airbus. Экономика Японии и стран ЕС зависит от экспорта, который сильно дорожает на фоне укрепления иены и евро.
«Страны-эмитенты основных резервных валют должны учитывать и балансировать последствия проводимой ими монетарной политики как для экономики их стран, так и для мировой экономики, ориентируясь на поддержание стабильности международных финансовых рынков», — заявил на саммите G-20 в Питтсбурге председатель КНР Ху Цзиньтао. Китай является крупнейшим кредитором США.
Финансовый консультант компании «Телетрейд» Петр Пушкарев считает, что это «продолжение конца» доллара: «Начало мы уже видели в последние несколько лет. И думаю, что это не конец падения доллара». Пушкарев прогнозирует дальнейшее ослабление американской валюты: «Как минимум 1,50 или выше по евро/доллару мы увидим».
На вопрос о возможных политических катаклизмах Пушкарев в эфире радиостанции Business FM заявил: «Серьезных политических катаклизмов ожидать вряд ли следует. Хотя в США могут начаться процессы, подобные тому, что было в Советском Союзе конца 80-х. Я не говорю, конечно, о распаде, у них другая ситуацию, но тем не менее они очень сильно потеряют очки влияния. Нобелевская премия мира — это одно, а восстановление экономической мощи — совсем другое».
Начальник отдела дилинга Москоммерцбанка Игорь Занцев в интервью Business FM предположил, что процесс замещения доллара, если бы он существовал, был бы очень продолжительным.
«Думаю, что это явление не постоянное. Можно представить, насколько тяжело отказаться от одной такой всеобщей резервной валюты, в которой у всех резервы, счета, в которой выражены цены товаров. Это очень длительный должен быть процесс. Я думаю, что и алгоритма нет, как это сделать», — сказал в эфире Business FM Игорь Занцев.
«Я не думаю, что это начало конца, просто определенная тенденция — в силу того, что долларов напечатано очень много, то есть происходит тушение пожара деньгами. Я думаю, как только ставки начнут поднимать и более или менее будет улучшаться ситуация в американской экономике, заработает нормальное перераспределение денег, мы увидим смену тренда», — заявил эксперт.
Глава нью-йоркской компании FX Concepts Джон Тейлор (John Taylor) в интервью Bloomberg заявил, что, по его мнению, сегодняшняя ситуация напоминает 1990-е. Тогда американская валюта упала до минимума послевоенного периода на фоне опасений, что ФРС не повышает ставки достаточно быстро, чтобы сдержать инфляцию. 19 апреля 1995 года курс доллара против иены составлял 79,75. Как и сегодня, тогда активизировались разговоры о диверсификации резервов и крушении господства доллара, вспоминает Тейлор.
Но затем в течение двух лет американская валюта выросла на 26% против иены и на 25% против немецкой марки, в то время как технические инновации повысили привлекательность США и обеспечили приток капитала.
Негативное отношение к доллару в 1995 году оказалось в итоге совершенно ошибочным, заключает Тейлор в интервью Bloomberg.