Закон «Большого брата». Цена вопроса
Совет Федерации одобрил новые антитеррористические законы, несмотря на повсеместную критику. По подсчетам операторов связи, они понесут колоссальные убытки. В минусе также могут оказаться потребители и само государство. Тогда кому выгодны эти поправки в законодательство?
Читать на полной версииИнтернет и сотовая связь в России подорожает в 2-3 раза. С таким прогнозом выступили мобильные гиганты после того, как Совет Федерации одобрил антитеррористический «пакет Ирины Яровой». Эти поправки обязывают операторов и провайдеров полгода хранить пользовательские данные россиян. Ранее большая четверка призвала верхнюю палату отклонить законопроект. Впрочем, Софвед к компаниям не прислушался, документ одобрен и вскоре поступит к президенту. Чем грозят эти поправки российскому бизнесу и в целом экономике?
Соавтор документа, сенатор Виктор Озеров на итоговом заседании Совфеда заявил, что все просчитано, попутно упомянув, что не слышал о таком операторе как «Теле2». Есть, как выразился Озеров, предохранители. Данные нужно хранить только 6 месяцев, а закон вступит лишь в 18-м году. А главное — правительство сможет внести коррективы и свести на нет пункты закона, которые ужаснули рынок. Непонятно только, зачем нужно было нагонять такой страх. Но разъяснения кабмина будут позже. А пока есть документ, который одобрила верхняя палата и который ушел на подпись к президенту. Операторам и провайдерам придется хранить записи всех телефонных разговоров россиян. Фотографии, которые они пересылают друг другу, текстовые сообщения, просмотренные фильмы, видеоролики. Всего, по подсчетам экспертов, 157 млрд гигабайт. Хранить это у нас негде.
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Нужно будет построить в России еще примерно 60 тысяч километров оптиковолокна, нужно будет купить сервера, источники бесперебойного питания промышленные и так далее, фактически мы говорим о том, что на это может уйти до одного годового бюджета России. Это, в свою очередь, приведет к урону бюджета России, когда операторы вычитают налоги. В первый год это может составить 100-150 млрд рублей недополучения бюджета».
Простое сравнение. Представьте, что вас заставят каждый день покупать сотни видеокассет, компакт-дисков, пластинок, газет, журналов, записывать в блокнот каждое сказанное слово и полгода складировать все это дома. Не хватит ни большой депутатской зарплаты, ни места в просторной депутатской квартире.
Петр Лидов директор по связям с общественностью «Мегафона» «Это сопоставимо с созданием с нуля новой отрасли промышленности. Речь идет не просто о кабелях и серверах, это строительство огромных новых дата-центров. Деньги на довольно бессмысленное хранение этих данных, файлов и так далее, которыми вряд ли кто-то будет пользоваться, они пойдут в виде сверхприбылей иностранным компаниям, не российским, потому что в России такое оборудование сейчас не производится».
Нетрудно назвать выгодоприобретателей. Это в первую очередь лидеры IT-рынка — американцы — HP, IВМ, Cisco. Плюс китайцы, например, Huawei. Именно они бенефициары законопроекта Ирины Яровой, который, по данным РБК, ей помогал разработать Совбез. Если ничего не изменится, именно в американскую экономику пойдут триллионы рублей на покупку серверов, кабелей и другого оборудования. Потратятся не только ведущие игроки российского телекома. Хранить данные пользователей, по закону, придется и мелким интернет-провайдерам, которые, например, обслуживают небольшие города и районы. А может и не придется, потому что бизнес потеряет смысл, говорит гендиректор провайдера Марьино.NET Дмитрий Шолтыш.
Дмитрий Шолтыш гендиректор провайдера Марьино.NET «У меня получилась цифра, которая составляет порядка 115 млн разовых затрат. У нас компания частная, небольшая. Затраты разовые на то, чтобы соответствовать этому закону, сопоставимы с текущей стоимостью компании. То есть если все принять, как есть, вот этот закон, то это конец нашей отрасли. Мой прогноз такой, что остается какой-то один, наверное, игрок. Наверное, это будет Ростелеком, потому что имеет очень большую государственную поддержку».
Если президент или правительство (а у него, как говорят авторы закона, есть такая возможность) все это не изменят, то заплатят, естественно, россияне. Большая четверка уже говорит о возможном росте цен на сотовую связь и Интернет в 2-3 раза. И все равно последствия закона в нынешнем виде до конца просчитать нельзя. Интернет-трафик по прогнозам аналитиков в России будет каждый год расти в 2 раза. Значит, и серверов нужно будет все больше и больше. Разумеется, безвыходным положением российского телекома воспользуются иностранцы. Они взвинтят цены на оборудование. Так уже было в разгар санкционного противостояния. По сути, законодатели повесили на страну новые санкции и чуть ли не самые болезненные, дав возможность правительству их смягчить или, может, отменить вовсе? ОК, Дума.
На принятие пакета Яровой отреагировал рынок. За неделю акции крупных телекоммуникационных компаний снизились. В лидерах падения — «Мегафон», его бумаги за последние 7 дней потеряли 8%. «Решение будет принимать президент, когда к нему это поступит на подпись». Так пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков ранее ответил на вопросы по поводу резонансных поправок. На закон отреагировал и политиммигрант Сноуден.