Для изобретателя алкотестера и электронных браслетов запросили 4 года колонии
4 года колонии со штрафом в 500 тысяч рублей. Такое наказание затребовал сегодня гособвинитель для генерального директора научно-производственной фирмы «Мета» Николая Мартынова — одного из фигурантов громкого дела о хищениях при закупке электронных браслетов для Федеральной службы исполнения наказаний. Его дело было рассмотрено в особом порядке. 30 июня суд огласит приговор
Читать на полной версииВ отличие от других фигурантов, в числе которых экс-директор ФСИН Александр Реймер, Николай Мартынов признал вину и заключил сделку со следствием. В суде он просил не назначать ему реальный срок для того, чтобы он мог возместить причиненный ущерб, не позволил погибнуть своему предприятию, и ухаживать за больной раком женой.
На процесс 62-летний подсудимый, находящийся вот уже год под домашним арестом, приехал в сопровождении сотрудника ФСИН, контролирующего соблюдение им избранной меры пресечения.
Бородатый мужчина в очках и темно-сером костюме по виду напоминал университетского профессора, а не коммерсанта. Поддержать его пришел 85-летний космонавт Георгий Гречко. Опираясь на трость, дважды Герой Советского Союза скромно сел в ряды зрителей.
Поскольку дело Мартынова рассматривалось в особом порядке, в четверг прокурор Сергей Белов огласил обвинительное заключение, и в суде прошли прения сторон.
Дорогие браслеты
Как заявил представитель прокуратуры, директора Научно-производственной фирмы «Мета» (НПФ «Мета») Николай Мартынов входил в организованную преступную группу. Ее «не позднее июня 2010 создал директор ФСИН Александр Реймер. Генерал-полковник внутренней службы решил «заработать» на внедрении в систему ФСИН системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), как правильно называются «электронные браслеты». По словам гособвинителя, Реймер не только являлся директором ФСИН, на него была возложена функция главного распорядителя денежных средств, выделяемых на пенитенциарную систему из госбюджета и размещение госзаказов. «Зная сложившуюся практику в данной сфере, оптовых поставщиков, он, злоупотребляя своим положением, вопреки интересам службы, вступил во неслужебные отношения с гендиректором НПФ «Мета» Мартыновым и договорился с ним о совместном совершении преступления», — сказал прокурор. Их подельниками стали заместитель Реймера Николай Криволапов и Виктор Определенов, назначенный директором ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН России. Данная компания была специально создана для совершения хищений. Именно с ней ФСИН заключил без конкурса ряд госконтрактов на поставку электронных изделий. Поскольку ФГУП ЦИТОС не имел производственных мощностей, то к выполнению работ привлекли принадлежащее Мартынову и расположенные в городе Жигулевск Самарской области ООО НПФ «Мета», а также субподрядную организацию ООО «Эко тест». Они стали единственным поставщиками для системы ФСИН. Следствие установило, что компании в 2010-2012 годах поставляли продукцию — электронные блоки, платы и устройства активации электронных браслетов — по явно завышенным ценам. Так, по данным СК, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тысяч рублей закупалось за 108 тысяч рублей, а мобильное, вместо тех же 19 тысяч рублей, — по цене 128 тысяч рублей. Следствие оценило ущерб бюджету от действий фигурантов в сумму не менее 2 млрд 759 млн рублей. Всего же Мартынов, по словам прокурора, мошенническим путем похитил более 1 млрд 258 млн рублей, перечислив их на счета фирм-однодневок.
Гособвинитель сообщил, что подсудимый получил от Виктора Определенова и передал Александру Реймеру в служебном кабинете последнего на Житной улице «откат» в сумме не менее 140 млн рублей.
Это было 10% от сумм, перечисленных Самарским филиалом ФГУП ЦИТОС на счета подконтрольных Мартынову коммерческих фирм ООО НПП «Мета» и ООО «Эко тест» в счет оплаты по заключенным с ними контрактам на изготовление и поставку электронных браслетов, сказал гособвинитель.
Показания против соучастников
Прокурор сообщил, что Мартынов полностью выполнил условия заключенного им досудебного соглашения о сотрудничестве и поддержал заявленное фигурантом ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.
В этом случае процесс проходит в упрощенном порядке: без допроса свидетелей и исследования собранных доказательств. Подсудимый же соглашается с предъявленным обвинением и может рассчитывать на более мягкий срок — не больше двух третей от максимальной санкции вмененной статьи.
Сергей Белов отметил, что Мартынов принял участие в большом количестве допросов и очных ставок, «изобличая себя и других участников созданной Реймером преступной группы». Его сотрудничество со следствием способствовало формированию доказательной базы и изобличению соучастников преступления. «Мартынову предстоит дать показания в суде в качестве свидетеля в отношении Реймера и других», — сказал гособвинитель.
За соучастие в мошенничестве в особо крупном размере (ч.2 ст. 33, ч. 4 ст. 159 УК РФ) он запросил для подсудимого 4 года лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей. «Это, конечно, несоразмерно с причиненным ущербом, но все-таки», — сказал он.
Николай Мартынов подтвердил, что полностью признает вину. Он заявил, что требования платить откаты к нему поступили от руководства ФСИН, когда уже после того, как предприятие привлекли к выполнению госзаказа и НПФ «Мета» проделала огромную подготовительную работу, потратив большое количество средств. «Если бы у меня был выбор, то я бы не согласился на такое преступление», — заверил бизнесмен. Предприниматель выразил готовность сделать «все возможное», чтобы компенсировать государству ущерб. В частности, передать все произведенные его предприятиями электронные браслеты и научно-техническую документацию на них. Подсудимый сказал, что «готов участвовать во всех судах и изобличать соучастников преступления».
Он рассказал, что более 40 лет трудится на благо страны, создавая приборы, которые повышают «обороноспособность страны». Его предприятие выполняет госзаказы с Минобороны, в частности, производит элементы для ракетного комплекса «Тополь». Оказалось, что именно Мартынов в свое время разработал алкотестер для ГИБДД и большегрузные весы.
Изобретатель усовершенствует прибор на дому
Однако пока он находился под стражей (четыре месяца в СИЗО и еще год под домашним арестом) его предприятие оказалось на грани банкротства: объемы продаж упали в четыре раза, предприятие имеет огромные задолженности по налогам, а конкуренты стали переманивать ведущих специалистов.
Он просил суд назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы, чтобы он мог продолжить руководить предприятием, «быть полезным обществу как ученому и изобретателю» и ухаживать за больной раком женой, которая недавно получила 2 группу инвалидности.
«Браслет позволяет мне творить и быть в семье. Моя жена и сын в тысячу раз больше, чем я уже осудили мои поступки. Я получил возможность посещать церковь и исповедоваться в своих злодеяниях», — сказал подсудимый.
Его адвокаты Елена Кильчичакова и Вадим Лялин приобщили к материалам дела огромное количество наград и благодарностей. Мартынов, в частности, оказался обладателем медали за успехи в народном хозяйстве СССР, за благородство помыслов и дел МВД РФ, награжден медалью Минобороны, орденом имени Калашникова, а также имел в свой адрес множество благодарностей от Русской православной церкви за помощь в строительстве храмов.
«Да, это смешно, но теперь Мартынов носит на ноге свое изобретение и в свободное от работы время имеет возможность усовершенствовать данный прибор!», — сказала его защитница. Елена Кильчичакова призвала суд «изыскать возможность» оставить ее клиента на воле, поделившись опасениями, что в местах лишения свободы Мартынов может столкнуться с местью со стороны бывшего руководителя пенитенциарной системы Реймера, которого он изобличил и у которого там наверняка остались связи.
Сам подсудимый в последнем слове просил суд «для сохранения отечественного потенциала» позволить ему хотя бы дистанционно управлять предприятием.
Приговор судья Наталья Чепрасова обещала огласить завтра, в 11 утра. Что же касается остальных фигурантов дела, то Александр Реймер, Виктор Определенов и Николай Криволапов отрицают свою вину. Следствие по их делу окончено, они знакомятся с 110 томами уголовного дела. Реймер и Определенов находятся в СИЗО, а Николай Криволапов — под домашним арестом. Судить их будут в общем порядке. Им грозит до 10 лет заключения.