Государству придется раскошелиться

Как пишет The Wall Street Journal, АвтоВАЗ усилил давление на Кремль в попытке обеспечить дополнительное финансирование, утверждая, что все еще находится на гране банкротства. Так, в опубликованном приложении к отчетности группы по МСФО за I полугодие 2009 года указывается, что без поддержки правительства РФ компания не сможет реализовать свои активы и погасить долговые обязательства в ходе обычной деятельности.

Газета ссылается на данные финансового отчета о деятельности компании, согласно которому ее чистый в январе-июне текущего года по стандартам МСФО составил 19,6 млрд рублей против 2 млрд за аналогичный период, а общая сумма выручки снизилась на 85,9% и составила 53 млрд рублей. Показатель EBITDA за первое полугодие 2009 года составил минус 12,9 млрд рублей (в первом полугодии 2008 года — плюс 5 млрд рублей).

Таким образом, убытки компании возросли в девять раз, и, делает вывод газета, без масштабной помощи государства она не сможет избежать банкротства.

Вместе с тем, говорится в отчете, «несмотря на то, что существует неопределенность в отношении способности группы выполнять краткосрочные задачи по стимулированию спроса, сокращению операционных затрат и повышению рентабельности, а также рефинансированию долговых обязательств, руководство уверено в том, что эти задачи будут выполнены, группа продолжает свою деятельность и у нее отсутствуют намерения и
необходимость ликвидации».

Как отмечается в отчете, текущие обязательства группы АвтоВАЗ, включая существенную сумму задолженности, подлежащей выплате в 2009 году, превышали текущие активы на 52,8 млрд рублей. Также группе необходимо рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд рублей, которые подлежат погашению до 30 июня 2010 года.

Renault-Nissan также примет участие в техническом перевооружении ВАЗа. Ставка делается на переход на платформы группы — Renault Logan, Nissan Cube и Micra. Первая машина из нового модельного ряда должна сойти с конвейера в 2012 году.

«Наши партнеры из Renault подтверждают, что они заинтересованы в развитии АвтоВАЗа, и их инвестиции в предприятие носят стратегический и долгосрочный характер», — заявил после проведения переговоров с иностранными акционерами первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, отметив, что в правительстве исходят из того, что модернизация производства будет основываться на технологиях, предоставленных Renault-Nissan.

Вице-премьер сообщил, что идеи губернатора Самарской области Владимира Артякова по созданию особой экономической зоны и автомобильного кластера в Тольятти сейчас изучаются в Министерстве экономического развития РФ, отношение к ним позитивное и в правительстве считают, что их можно поддержать.

Как считает чиновник, у предприятия есть необходимая база для решения задач развития: «Аналоги научно-техническому центру, который существует на АвтоВАЗе, вряд ли можно найти в Восточной Европе, — поделился Шувалов впечатлениями после посещения НТЦ компании. — Здесь работают профессионалы, которые в состоянии придумывать и воплощать конкурентные идеи на мировом автомобильном рынке. Мы должны с нашими французскими партнерами научиться доводить эти разработки до конвейера для того, чтобы на АвтоВАЗе была представлена вся линейка автомобилей».

75% расходов на модернизацию новой линии ВАЗа возьмут на себя иностранцы

В свою очередь президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров подтвердил, что уже существует договоренность о конкретных сроках, объемах и о долевом участии иностранных партнеров в финансировании строительства новой производственной линии, которая позволит создать рабочие места на заводе. По его словам, на прошедшем в минувший четверг в Амстердаме семинаре альянса Renault-Nissan была представлена антикризисная программа и бизнес-план АвтоВАЗа. Самым важным итогом семинара стало подтверждение желания и приверженности альянса участвовать в техническом перевооружении АвтоВАЗа. «Мы понимаем, что в 2012 году, если планы эти будут выполнены, мы начнем производство на единой платформе автомобилей трех концернов», — сказал глава компании.

Предполагаются следующие пропорции по финансированию запуска новой линии: 75% средств на ее строительство даст альянс Renault-Nissan, 25% инвестирует сам завод. Говорить о том, сколько средств необходимо на «перевооружение», Игорь Комаров не стал. «О конкретных цифрах мы сможем сказать не раньше следующей недели, когда проведем совещание в правительстве», — сказал он.

Как сообщили BFM.ru в пресс-службе АвтоВАЗа, сейчас менеджмент завода ведет активные переговоры с компаниями Renault и Nissan, чтобы ускорить реализацию совместных инвестиционных планов. В ближайшее время на заводе должна начаться реконструкцию одной из линий главного конвейера под производство новой модели. Это важная часть инвестиционной программы компании, предполагаемый объем которой — 42 млрд рублей.

ВАЗ сконцентрируется на 3-х платформах

Уже известно, что предприятие сконцентрирует усилия на трех проектах: R/F90 (5 и 7-местные универсал и фургон), автомобиля на базе платформы В0 и автомобиля низкой ценовой категории (low-cost), для которых планируется провести модернизацию металлургического и прессового производства.

В пресс-службе также напомнили, что перед АвтоВАЗом стоит задача повысить качество продукции и поставить на конвейер три модели, чтобы сохранить лидерство на российском рынке. В настоящее время реализуется целевая программа «Лада Качество», цель которой — значительное снижение количества дефектов комплектующих, что приведет к уменьшению гарантийных издержек и росту лояльности потребителей. Программа предусматривает комплекс мер по повышению надежности и долговечности автомобилей, а также ряд мероприятий по модернизации и усилению парка поставщиков.

По мнению главного редактора журнала «Правильный автосервис» Оксаны Демченко, платформа R/F90 отвечает современным требованиям и автомобили на ее основе должны пользоваться спросом на рынке. «R/F90 — интересная платформа, но многое будет зависеть от того, кто будет выпускать ходовую и другие основные узлы. Что касается качества сборки, то оно зависит от персонала, но я думаю, что с этим проблем не должно возникнуть, так как опыт Ford’а показывает, что его обучение может быть организовано на высоком уровне», — заявила BFM.ru эксперт.

На платформе R/F90, в частности, собирается Dacia Logan (в России она известна под маркой Renault Logan). На платформе В0, разработанной Nissan, которую также использует Renault, созданы модели Nissan Cube и Micra III, Renault Clio III, Modus и Sandero.