Мне недавно довелось побывать в Норвегии — стране, которая нам особенно интересна, потому как тоже нефтедобывающая. Это довольно крупный экспортер углеводородов, естественно, как и Россия зависящий от мировых цен на нефть, поэтому формально в Норвегии тоже кризис. По крайней мере, местные СМИ и жители это понятие используют, а экономические власти, соответственно, с ним борются (с кризисом, конечно, а не с понятием). Безработица выросла — теперь в среднем она составляет 4% по стране.

Велосипед в Норвегии выдумывать не стали и сделали все, что обычно делают в таких ситуациях. Центробанк девальвировал крону на треть. Инфляция увеличилась: была в районе 2%, стала 3%. Власти залезли в «кубышку» — Государственный пенсионный фонд, который еще называют нефтяным фондом. Он вообще достоин отдельного разговора: там за благополучные годы высоких цен скопилось 737 млрд евро — гораздо больше, чем у нас.

В отличие от России в Норвегии всего 5 миллионов человек, да и войн они не знают много веков, поэтому оборонные расходы не так важны. Норвежцы, как и россияне, размещают резервы за границей — в основном в надежных гособлигациях, но часть, например, хранят в бумагах Apple. Доходность этого фонда составляет 4% годовых (у российских авуаров почему-то в десять раз меньше), то есть норвежская «кубышка» приносит почти 30 млрд евро в год. Власти решили, что пришло время их тратить, и стране фьордов вполне хватает.

По сути, норвежцы воплотили великую обывательскую мечту — всю жизнь, как рантье, сытно жить на проценты с капитала. Как мне сказал с радостными интонациями в голосе главный экономист норвежского подразделения банковской группы Nordea Кьетил Олсен, «этот фонд не кончится никогда». Оптимизмом светились и норвежские бабушки, с которыми я общался на улице. Проблемы в экономике? Что-то слышали, но не чувствуем. Средняя пенсия? Около 3 тысяч евро. Одно из немногих заметных последствий кризиса — Центральный банк Норвегии снизил ставку. Ипотека раньше была в районе 3-4%, а теперь жилищные кредиты дают под 2% годовых. Умолкаю на этой печальной ноте.