У последней черты: убийство Джо Кокс и «Брекзит»
Убийство Джоан Кокс — трагическая точка над i в спорах о «Брекзите». Такого вопиющего теракта против парламентария не случалось четверть века
Читать на полной версииДжо Кокс, депутат британского парламента, была убита в четверг, 16 июня, во время регулярной встречи с жителями ее избирательного округа в Западном Йоркшире на севере Англии. Нападавший три раза выстрелил в нее и нанес множественные ножевые ранения. Ранен также 77-летний мужчина, пытавшийся остановить нападение. Покушавшийся задержан.
Все детали этого вопиющего террористического акта еще выясняются. Из того, что уже известно, можно сделать вывод: нападавший был сторонником «Брекзита», вероятно, придерживался крайне правых, радикально антииммигрантских, антиевропейских взглядов. По словам свидетелей преступления, во время нападения он несколько раз выкрикнул «Britain first» — Британия превыше всего, только Британия. В стране существует также крайне правая партия Britain First. Ее представители заявили, что к ним выкрик отношения не имеет.
Страна потрясена. Такого вопиющего теракта против парламентария не случалось четверть века. Последний раз депутата убили североирландские ультрас. Отменены все мероприятия кампаний за и против «Брекзита». Ведущие телеканалы также приостановили выход в эфир программ с дебатами по предстоящему 23 июня референдуму. Ведущие политики и общественные деятели страны выражают соболезнования и возмущение произошедшим.
Вместе с тем звучат предупреждения: полемика вокруг «Брекзита» не просто достигла наивысшего, невозможного накала — она еще и изменила характер политического дискурса в худшую сторону. Вместо традиционно британского разумного, пусть нередко и страстного, но все же остающегося в рамках приличий спора появилась истеричность, подтасовки и искажения фактов и цифр, личные нападки, пропало умение и даже желание прислушиваться к оппоненту. Не узнаем страну, говорят мне англичане.
Пролитая кровь — это доказательство того, до какой опасной черты дошел накал страстей. Это, может быть, момент истины, когда британцы отступят от нее и задумаются, что же с ними происходит. Это точка над i, когда запутанные, противоречивые аргументы вокруг «за» и «против», вокруг суверенитета и брюссельского «диктата», вокруг преимуществ и недостатков, опасений и надежд, — когда эти нагромождения вдруг рассыпаются и все становится ясно.
Джо Кокс — депутат от лейбористской партии, вела кампанию против выхода из Европейского союза, против «Брекзита». Она родилась и выросла в городе Батли, который и представляла в парламенте. На последних всеобщих выборах победила остальных кандидатов с большим преимуществом. До прихода в политику Кокс была известна как один из руководителей влиятельной британской международной благотворительной организации Oxfam, а уже в парламенте — как соучредитель и глава межпартийной депутатской группы «Друзья Сирии». В этом качестве она стала одним из самых авторитетных голосов в Англии, выступавших за урегулирование сирийского конфликта, включая и переговоры с президентом Башаром Асадом. Джо Кокс считала, что военное вмешательство не поможет выработать стратегию комплексного урегулирования в Сирии.
Она выступала за межконфессиональный, межэтнический диалог и сотрудничество, за то, чтобы видеть в многоликости британского общества, в присутствии иммигрантов достоинства, а не угрозу. Политически она относилась к левому флангу лейбористов, была в числе той группы депутатов, которые выдвинули кандидатуру нынешнего лидера партии Джереми Корбина. Накануне референдума ей исполнилось бы 42 года, сиротами остались двое детей трех и пяти лет.