НАТО проведет на границах с Россией самое мощное усиление со времен «холодной войны». В альянсе считают, что это станет «четким сигналом» о готовности НАТО поддержать страны Прибалтики.

Решения были приняты по итогам первого дня двухдневной встречи министров обороны стран-участниц альянса в Брюсселе. Уже в начале следующего года НАТО планирует в Литву, Латвию, Эстонию и Польшу четыре многонациональных батальона повышенной готовности общей численностью около 4 тысяч человек. Каждый батальон будет меняться по принципу ротации, раз в шесть-девять месяцев.

Формально такая система не нарушает соглашения Россия — НАТО, согласно которому альянсу запрещено увеличивать постоянное присутствие своих войск близ российских границ. Главная задача альянса в данном случае — убедить своих восточных представителей в том, что они в безопасности, комментирует председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский.

Евгений Бужинский председатель совета ПИР-Центра «Сейчас основная задача американцев — убедить своих союзников, особенно прибалтов и поляков, что их в любом случае не бросят, потому что там очень большие сомнения, что американцы будут, как они говорят, воевать с русскими за Ригу или за Таллинн. Американцы делают сейчас все, чтобы их разубедить в том, что их кто-то собирается бросить. Для этого эти четыре батальона на ротационной основе. Ну, что такое четыре батальона? Ну, 4000 человек на территории четырех стран, я не думаю, что это представляет большую военную угрозу для России, тем более что наш ответ уже состоялся: принято решение о развертывании двух дивизий дополнительных на западном направлении, поэтому это вполне себе адекватный ответ. Я бы не придавал этому очень большое значение».

Альянс также планирует принять меры по увеличению военного присутствия в Черном море. По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, альянс уже усилил патрулирование воздушного пространства и увеличил количество учений.

Теперь НАТО планирует создать в Румынии штабные структуры для развертывания там многонациональной бригады альянса. На сообщения уже отреагировали в Москве. Представитель МИД заявил «Интерфаксу», что «создание постоянной базы будет иметь дестабилизирующий характер, поскольку Черное море не имеет к альянсу никакого отношения».

Более половины побережья Черного моря контролируют страны — члены НАТО: Турция, Румыния и Болгария. Не приведет ли порочный круг усилений военного присутствия к эскалации?

Иван Коновалов директор Центра стратегической конъюнктуры «Россия, к сожалению, будет принимать ответные меры, таким образом, круг замыкается. Они усиливают свое присутствие рядом с нашими границами, мы отвечаем. Они, таким образом, утверждают, что есть опасность, и это присутствие необходимо увеличивать. Конечно, сейчас никуда это противостояние не денется, но определенные сигналы со стороны Запада есть о том, что нужно все-таки уже вступать на путь смягчения конфронтации. Пусть каждый не может отказаться от своей позиции, это не понятно. Конечно, никто не верит, что будет какая-то большая война, но мы можем вступить в эпоху «холодной войны» по новой, это никому не надо. Это бьет по экономике, это увеличивает военные расходы, и все смотрят друг на друга в прицел. Пар должен выйти, наша задача не поддаваться на провокации, не дать втянуть себя в гонку вооружений ни в коем случае, как это было один раз с СССР. Очень серьезно можно спровоцировать ситуацию. Задача России — не поддаться на это».

Йенс Столтенберг по итогам встречи НАТО в очередной раз подчеркнул, что политика «сдерживания и обороны» предусматривает сохранение политического диалога.

«Мы не ищем конфронтации с Россией и нацелены на более конструктивные и кооперативные отношения», — сказал генсек НАТО. Он также предложил российской стороне провести вторую за год встречу Россия — НАТО в преддверии саммита глав государств Альянса в Варшаве, который назначен на 8-9 июля.