На российском рынке появился новый измеритель телеаудитории. Считать рейтинги телеканалов будет компания ВЦИОМ-Медиа. Потеснит ли она многолетнего монополиста — компанию TNS? И кто поможет ВЦИОМ стать лидером на рынке телеизмерений?

Примерно раз в два-три года теленачальники заводят разговор о смене измерителя аудитории. На этом рынке более 20 лет фактически в одиночку работает TNS. Результаты его исследований не устраивают телеиндустрию, но именно на них в первую очередь ориентируются рекламодатели. В прошлом году Индустриальный комитет по телеизмерениям — его основали — крупнейшие российские медиахолдинги— попытался выбрать нового измерителя рейтингов. Десятилетний контракт на 12 млрд рублей разыгрывался между четырьмя игроками. Фаворитом считался TNS, в последний момент конкурс был отменен: формально, по техническим причинам. Вопрос о смене измерителя «заморозили», но как понятно теперь, ненадолго. На рынок вышла ВЦИОМ-Медиа, по сути, госкомпания под руководством Алексея Малинина, бывшего заместителя министра связи и бывшего советника гендиректора «Газпром-медиа» Михаила Лесина. Новая структура намерена стать лидером в медиаизмерениях, поделился планами председатель правления фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.

Константин Абрамов председатель правления фонда ВЦИОМ «Мы измеряет уже аудиторию, но не в таком масштабе, как это делает TNS. По технологиям пиплметр, но это не значит, что мы будем использовать только ее. Конечно, мы заинтересованы больше охватить регионов, но когда и как это будет сделано, посмотрим. Мы уже долго занимаемся этой тематикой. Сейчас ситуация несколько поменялась на рынке. Нас с приглашением Алексея Малинина, мы надеемся, что его опыт и профессионализм, опыт работы в медиасфере поможет нам более активно развивать это направление в рамках компании ВЦИОМ-Медиа».

Посильную помощь в продвижении услуг по телеизмерениям ВЦИОМ-Медиа может оказать Дума. Спустя два месяца после основания компании депутат Луговой вышел с инициативой — запретить иностранным компаниям считать рейтинги российских телеканалов. TNS принадлежит британскому коммуникационном холдингу WPP, если парламентарии проголосуют за законопроект, измеритель потеряет монополию на рынке, а телеканалы обратятся за данными ВЦИОМ-Медиа. Но насколько ему будут доверять рекламодатели?

Алексей Самохвалов директор Национального исследовательского центра телевидения и радио «Многие исследования ВЦИОМ, они носят достаточно неопределенный характер, в том числе связанные с телевизионной аудиторией. Не все доверяют ВЦИОМ. Бороться за рынок придется с помощью качественных, достоверных исследований. Рынок должен определить, кому он доверяет те или иные манипуляции, в том числе и с исследованиями телевизионной аудитории».

Для рекламодателей смена измерителя — стрессовая ситуация. Телерейтинги — это прежде всего финансовый показатель: чем выше, тем больше денег. Отсюда постоянный спор между телеиндустрией и измерителями. Цена вопроса — около 150 млрд рублей в год.