«Кофейное дело» выходит на новый виток. Тверской суд столицы вынес приговор в отношении следователя по особо важным делам Следственного департамента при МВД подполковника юстиции Алексея Монина. Его приговорили к 4,5 года лишения свободы и взяли под стражу в зале суда. Прокурор требовал меньший срок — четыре года.

Это не первый приговор, связанный с проданными вещественными доказательствами — крупной партии кофе — по сфабрикованному делу Николая Куделко. 6 июля 2015 года Видновский городской суд уже приговорил к восьми годам заключения за мошенничество в особо крупном размере представителя фирмы «Транзит Север-Юг» Андрея Набиуллина, который и занимался реализацией якобы уничтоженных вещдоков. Подполковник юстиции (теперь уже бывший, так как суд лишил его звания) Алексей Монин способствовал этому преступлению.

Кроме этого, по «кофейному делу» прошло уже порядка 20 разных судов, так как тех, кто фальсифицировал дело, выносил постановления об изъятии ценностей — не только кофе, но и Mercedes 600, джипа Land Cruiser 100, грузовика, которые назвали «орудием преступления», а затем продали по фиктивной доверенности, было гораздо больше. Как и тех, кто их покрывал.

Николай Куделко не собирается останавливаться: он считает, что все должны быть наказаны, и требует компенсации как у физических лиц, так и у ведомств:

Николай Куделко предприниматель «На сегодняшний день выделено несколько материалов в отношении должностных лиц, которые были причастны изначально к вымогательствам, фальсификации процессуальных документов. Был вовлечен ряд высокопоставленных должностных лиц. Генерал Божков, который руководил метрополитеном, был снят. Гражданские иски будут предъявлены тем фигурантам, которые непосредственно нанесли ущерб. Иски будут предъявлены также к МВД. Сейчас они были направлены в гражданское судопроизводство и ждут дальнейшего разбирательства».

Кроме звучных отставок, «кофейное дело» имело еще одно, возможно, даже более важное последствие: в конце мая президент России внес на рассмотрение Госдумы поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в которых оговаривается процедура, как должны возвращаться документы и вещественные доказательства, изъятые в ходе следствия. Это очень важная юридическая новация для всего общества, но в первую очередь для бизнеса, считает основатель и руководитель правозащитной организации, которая исторически много занимается делами предпринимателей, в том числе и делом Куделко, журналист Ольга Романова:

Ольга Романова журналист «Вот такого безобразия, как было в деле Куделко, когда изъятая большая партия кофе была конфискована, а потом как бы уничтожена, а на самом деле появилась в магазинах, когда изымаются автомобили, а потом продаются по липовым доверенностям, больше быть не должно! Похожих дел в свое время было много. На основании этих поправок можно отменить приговор, потому что есть «новое обстоятельство». Преследования бизнеса из-за того, что нужно что-то «отжать» — товар, автомобиль или дом, будут устранены».

Судья Тверского суда Елена Ермакова объявила об окончании слушаний по делу Алексея Монина 2 июня. В этот же день появился президентский указ об увольнении нескольких генералов, в том числе и начальника УВД на Московском метрополитене генерал-майора полиции Игоря Божкова, который, как предполагается, связан с делом Куделко. Так что, как принято говорить, продолжение следует.