Амнистия капитала привлекла россиян за месяц до завершения
В чем могли провиниться граждане РФ, которые живут и работают за рубежом, поможет ли им амнистия капитала?
Читать на полной версииЗа месяц до конца амнистии капитала начал стремительно расти поток людей, решивших ею воспользоваться, рассказали «Ведомостям» налоговые консультанты крупных аудиторских компаний и федеральный чиновник. Всех напугало присоединение России к автоматическому обмену налоговой информацией: есть не только риск санкций, но и угроза лишиться сбережений, накопленных за границей.
Подать спецдекларацию обо всех зарубежных счетах и вкладах можно до конца июня. Однако с 2018 года налоговая служба сможет получить информацию и без уведомлений — от своих иностранных коллег. Первые данные — за 2017 год: по платежам, остаткам на счетах, процентам, доходам от инвестиций и продажи акций, по договорам накопительного страхования. Благодаря им налоговики смогут увидеть не только незадекларированные доходы, но и незаконные операции.
Многие россияне нашли свое место под солнцем за пределами России: кто-то трудится на высокой должности в Европейском банке реконструкции и развития, кто-то поет в Венской Опере, а кто-то просто работает в швейцарском банке. От российского гражданства они не отказываются. Зарплату получают там, непосредственно на свои зарубежные счета. Наши законы этого не запрещают. Казус в том, что такие граждане, хоть и не живут в России, но, если приезжают сюда, например, чтобы навестить родственников, являются валютными резидентами. А значит, все они должны отчитываться перед ФНС о движении средств по своим счетам, то есть докладывать о том, сколько получили и сколько потратили в магазинах, вплоть до покупки носков. Если такой гражданин нарушал российское валютное законодательство, например, получил деньги при продаже своего зарубежного имущества на свой зарубежный счет, то амнистия для него — оптимальный выход, считает управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат.
Один такой резидент рассказал, как отдал 10 тысяч евро за то, чтобы перевести и заверить сотни страниц выписки по счету такой зарплатной карты. Не малых трудов ему стоило получить синюю печать в своем зарубежном банке — там такой процедуры просто нет. Чрезмерная жесткость валютного законодательства — основная проблема, как для россиян, которые живут в России, так и для тех, кто уже живет за ее пределами. Его надо менять, говорит Андрей Гольцблат.
«Перечень запрещенных валютных операций надо сокращать. Если бы этого не было, может быть, и декларировать все бы пошли. А вообще, что произошло с принятием законов о деофшоризации, принятием законов о валютном контроле, фактически, физических лиц, которые держали счета на своих личных зарубежных, там инвестировали что-то, пытались заработать, их снова вытолкнули в офшоры? Единственный способ не декларировать счета за границей — это иметь КИК, контролируемую иностранную компанию. Это также позволяет не уплачивать налог на валютные операции, когда появляется курсовая разница, если ты провел аудит своих счетов и сдал соответствующую отчетность».
Получается, что офшор решает все проблемы этого тяжелого валютного законодательства. Поэтому многие сейчас опять возвращаются, создают офшоры для личных инвестиций. Когда сужается личное пространство для маневра, многие могут предпочесть иной выход: не раскрывать зарубежные активы, а переехать туда, где эти активы зарегистрированы.