Знаковая отставка в Федеральной службе безопасности. По данным РБК, ведомство покинул Виктор Воронин, глава управления ФСБ, отвечающего за банковский контроль. Воронин написал заявление по собственному желанию. Имя высокопоставленного сотрудника ФСБ уже появлялось в СМИ в связи с разными поводами. С чем связана его отставка, и имеет ли она отношение к громким банкротствам и выводам из банков сотен миллиардов рублей?

История с отставкой высокопоставленного сотрудника ФСБ многогранна. Как сообщил РБК, Виктора Воронина некогда прочили в начальники ФСО. А еще он якобы близок к Виктору Иванову, бывшему начальнику Наркоконтроля (ФСКН на днях окончательно прекратило существование). Интересна и причина отставки. Воронин якобы написал заявление, потому что его подчиненный стал фигурантом дела о взятке сотруднику таможни. Притом что сфера деятельности его отдела — совсем другая. Виктор Воронин возглавлял отдел ФСБ по банковскому контролю. Вообще, банки контролирует много ведомств. Особенно, когда выясняется, что из кредитных организаций исчезают сотни миллиардов рублей. Чем занимается и чем не занимается банковское управление ФСБ?

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «У семи нянек дитя без глазу. То же ФСБ занималось активно, например, поимкой тех, кто занимался хищением у банков, причем суммы там какие-то — 51 млн. С учетом того, что творится в банковской сфере, Внешпромбанк, где эти семь нянек были. Владели этим банком Лариса Ивановна Маркус и ее брат Георгий Беджамов. Это дети вора в законе. Но почему это все стало известно после того, как ЦБ отозвал лицензию?»

Имя Воронина мелькало в СМИ 5 лет назад. Банкир Александр Лебедев написал открытое письмо Александру Бастрыкину. Бизнесмен утверждал, что к нему предъявляют необоснованные претензии сотрудники спецслужбы. Цитировал из кино: «Путают собственную шерсть с государственной». И в том числе называл Воронина. Это было после того, как Национальный резервный банк Лебедева санировал банк «Российский капитал», который затем перешел АСВ и сам стал мегасанатором. Сейчас банкир говорит, что ошибался, и дело было вовсе не в ФСБ, которая просто отреагировала на сигнал. Но вопрос гораздо шире. Есть специальный отдел у могущественного ведомства, перед которым открываются все двери. Почему никто не может предотвратить вывод огромных средств?

Александр Лебедев председатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк» «Может быть, эти дела слишком для них сложные. Учтите, что эти составы даже в Америке расследуются не очень эффективно, это сложные составы. По ним в нашей стране, может, есть несколько десятков следователей, надо было бы их выделить в отдельную группу у Бастрыкина, вооружить их знаниями, чтобы они поговорили с 5-10 журналистами, которые в публикациях все это расследовали. Ситуация сильно поменялась, никаких крыш у этих жуликов нет. Какие-то недоработки со стороны ЦБ, не знаю, сложно сказать, не понимаю почему. По-прежнему нет банка, у кого отбирать лицензию, откуда бы не украли 10-20-30% денег клиентов».

Центробанк за последние 3 года лишил лицензий больше 200 банков. При этом требования кредиторов превысили активы банкротов на триллион рублей. Проще говоря, этот триллион куда-то исчез из банковской системы. Вероятно, в тех же направлениях, куда спешно уехали владельцы и топ-менеджеры лишенных лицензий банков. ЦБ, конечно, регулярно проверяет своих подопечных. Но балансы можно нарисовать. А реальная деятельность какого-нибудь банка может храниться на другом сервере, куда нет доступа аудиторам. Бороться с этим можно и нужно, и дело это уже правоохранителей. Правда, здесь очень легко перегнуть палку: массовые обыски точно так же вредят финансовому сектору.