Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил «Рецепты для будущего». Под таким заголовком вышла его статья в «Российской газете». Нарышкин предупреждает об опасности разделения общества и поиска «внутренних врагов».

Чтобы извлечь «рецепты для будущего», Нарышкин обратился к истории. Формальным поводом для публикации статьи стал юбилей Российского исторического общества. В сложные для государства периоды, пишет спикер Думы, необходимо отказаться от идеологического наследия прошлого. Но «ко двору оказываются советчики», предлагающие «перевести стрелки», найти внутреннего врага, чтобы на его костях построить светлое будущее. Подобное разделение общества, пишет автор, приводит к стихийным госпереворотам и гражданским войнам — Украина приводится как пример. Другой, более близкий, буквально в апреле привел в своей программной статье глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Накануне предстоящих выборов он призвал бороться с силами, дестабилизирующими политическую обстановку, прежде всего «экстремистами». По мнению Бастрыкина, это и есть «внутренние враги» России, вскормленные западными демократиями.

В этом смысле статью Нарышкина можно считать полемической, своеобразным ответом главе СКР, который призывает «не играть в лжедемократию, следуя псевдолиберальным ценностям». Но о настоящей дуэли между главой Думы и Следственного комитета, говорить не приходится, отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор ФНЭБ «Я бы все-таки не стал говорить о том, что у нас начинается такая политическая дуэль. Я думаю, что, скорее, в нашей элите есть сейчас попытки выступить с претензией на формирование действительно каких-то идеологических постулатов, потому что, несмотря на кажущуюся логику идеологическую действующей власти, определенный интеллектуальный вакуум всё равно присутствует».

Нарышкин считается проводником партийной политики премьера Медведева, человеком из его орбиты, представителем так называемого либерального крыла. Он избегает публичности, а в структуре власти работает над внутренней политикой. Его статью можно рассматривать как предложение альтернативной системы ценностей лагерю силовиков. Само по себе интересно и то, что оба крыла одновременно стали искать новую идеологию для государства. Внешнеполитическая повестка, похоже, отходит на второй план.