Как вернуть деньги за навязанную страховку
С 1 июня россияне имеют возможность в течение пяти рабочих дней отказаться от навязанной страховки, каковой может быть признан практически любой полис. Страховщики, которые не будут исполнять соответствующее указание ЦБ, могут лишиться лицензии
Читать на полной версииОт навязанной страховки можно отказаться в течение пяти дней. Решение Центробанка, вступившее в силу 1 июня, в первую очередь затрагивает покупателей полисов ОСАГО и заемщиков банков, которым зачастую навязывают приобретение добровольного страхования.
Директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев рассказал Business FM, что для возвращения денег клиенту нужно написать заявление о расторжении договора с просьбой вернуть страховую премию.
Виталий Княгиничев директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» «Речь идет об указании ЦБ. В соответствии с ним вводится так называемый период охлаждения, то есть в течение пяти дней после заключения договора клиент имеет право его расторгнуть и получить всю премию назад. Появляются некоторые сложности, потому что у страховых компаний были комплексные продукты, когда при покупке второго полиса на него предоставляется дополнительная скидка. Сейчас появляется возможность скидку получить, а потом вернуть свои деньги, подав заявление о том, что этот договор навязан. Скорее всего, страховые компании просто откажутся от продажи таких продуктов, и, соответственно, некий страховой сегмент сузится, что на фоне и так непростых явлений в экономике и страховании, когда по добровольным видам вообще наблюдается тенденция на снижение продаж, будет ощутимо для рынка».
Страховая компания вернет все деньги, только если договор не вступил в силу. В противном случае страховщик сделает перерасчет на количество дней оказанной услуги.
Эксперты, опрошенные Business FM, считают указание регулятора относительно возможности вернуть навязанную страховку актуальным.
Алексей Прохоров заместитель генерального директора General Invest «Существуют разные случаи системного навязывания страховых услуг клиентам. Первый случай — по ОСАГО. Не везде есть такая ситуация — только в тех регионах, которые пострадали от действий автоюристов. В Краснодарском крае несколько раз бывали случаи, когда обычные граждане не могли оформить ОСАГО, записывались в офисах крупнейших страховщиков в шесть утра. Конечно, последние могут этим воспользоваться и навязывать что-то еще, потому что они получают комиссию с дополнительно проданных продуктов. В случае навязывания страховок в банках немножко другая ситуация. Так получилось, что кредитное страхование развивалось не в направлении к клиенту, а в направлении интересов банков, то есть банки все больше и больше зашивали комиссионное вознаграждение навязанной страховки в свою дополнительную маржу дохода, увеличивая эффективную процентную ставку, которую они зарабатывали на заемщике».
Депутаты, в свою очередь, работают над законопроектом об административной ответственности юридических лиц в случае навязывания дополнительных услуг при покупке ОСАГО. Документ, уже принятый в первом чтении, предлагает штрафовать компании, воспользовавшиеся доверием клиентов, на суммы от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, а агентов — на пять тысяч.