Польша прогибает «Газпром» под изменчивый мир
Польша не хочет продлевать долгосрочные контракты с российской госкорпорацией. И это за 6 лет до окончания действующего контракта. Вместо этого Варшава намеревается закупать газ на спотовом рынке
Читать на полной версии«Газпром» и варшавский договор. Польша может отказаться от долгосрочных контрактов с российской госкорпорацией. Об этом заявили в польском правительстве. Правда, действующий контракт закончится лишь в 2022 году. На что рассчитывает Варшава, делая такие заявления? И каким в ближайшие годы может оказаться экспортное будущее «Газпрома»?
В «Газпроме», кажется, не были готовы к заявлению Польши. Иначе, появился бы взвешенный пресс-релиз с цифрами и фактами. Но Варшаве ответил зампред правления монополии Александр Медведев. Он как раз давал давно запланированную пресс-конференцию по поводу поставок в Европу. Известный образными комментариями топ-менеджер вспомнил Пушкина, «Золотую рыбку». Он предупредил Польшу, что она может остаться у разбитого корыта, если откажется от долгосрочных контрактов с «Газпромом». И все-таки нельзя не учитывать тренд. ЕС после украинских событий начал делать шаги в сторону отказа от российского газа, хотя бы частичного. Польша хочет покупать газ на спотовом рынке, который сам определяет цену на топливо. И основания для такого выбора имеются, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Впрочем, есть и другие расчеты. Польша получает из России 8-10 млрд кубометров в год. Варшава рассчитывает на газ из Норвегии и Катара. Но «Балтийскую трубу» еще не построили, а из Катара сейчас идет в Польшу всего полтора миллиарда кубометров. Причем, катарский СПГ дороже российского примерно в полтора раза. Наше топливо дешевеет вместе с нефтяными ценами, правда, и дорожает вместе с ними. Покупать газ на бирже в какие-то моменты становится выгоднее. Потребитель выигрывает, потому что в долгосрочном контракте с «Газпромом» четко прописывается формула ценообразования. А, кроме того, обычно действует принцип «бери или плати». Но и на спотовом рынке все может резко поменяться, замечает экономист Сергей Хестанов.
«Газпром» можно понять еще и потому, что корпорации приходится строить дорогие газопроводы для поставок топлива в Европу. Например, «Северный поток 2» недавно оценили в 8 млрд евро. Потратив такую сумму, компания, естественно, рассчитывает на долгосрочные контракты. С другой стороны, сейчас поставки в ЕС идут и по старым трубам, построенным еще в советские времена, давно окупившимся, но это не повод для «Газпрома» смягчить условия. Действующий контракт с Польшей заканчивается только через 6 лет, и за это время все еще может поменяться. Но как не вспомнить, что за последнее десятилетие «Газпром», по оценкам аналитиков, потерял 40% на внешнем рынке. Так что выход из «варшавского договора» может стать очередной ступенькой вниз, конечно.