Виртуальная Европа для внутреннего потребления. В субботу российские государственные СМИ сообщили, что Турция возмущена словами британского премьера Дэвида Кэмерона о том, что она имеет шансы вступить в Евросоюз приблизительно через 1 000 лет. Турецкий вице-премьер Нуман Куртулмуш предложил в ответ европейцам позаботиться хотя бы о том, что будет с самим ЕС через 30 лет. Чем вызвана эта словесная перепалка, и насколько она значима?

Вступление Турции в ЕС в нулевые годы выглядело спорной, но вполне вероятной перспективой. Но с тех пор турецкий режим стал приобретать авторитарные черты, а потом и вообще у границ страны вспыхнула сирийская гражданская война. И перспектива эта превратилась в более чем смутную. Но, тем не менее, у Турции остается ни много ни мало, но статус кандидата. Европейские чиновники и высокооплачиваемые консультанты с завидным постоянством приезжают в стамбульский дворец Долмабахче на бесконечные переговоры. Среди турецких бюрократов также немало тех, для кого это стало профессиональной специализацией. Вступление в Евросоюз прописано в программе давно правящей в Турции Партии справедливости и развития. Поэтому не произнести слова про Европу Нуман Куртулмуш просто не мог. Но они не были и главными в его выступлении.

Тогрул Исмаил профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции «Эти выступления и его высказывания не вызвали ажиотажа в турецком обществе. Нуман Куртулмуш коснулся и террора, и деятельности правительства до 2023, экономического направления и так далее и тому подобное. Естественно, он коснулся и отношений с ЕС и отметил, что Турция выполняет все обязательства, которые были взяты на себя. Это полемика для внутренней аудитории, для своих избирателей».

Дэвид Кэмерон произнес свои слова про Турцию, выступая на региональном телеканале ITV почти что неделю назад, в прошлое воскресенье. Дословно британский премьер сказал, что рассчитывать на то, что это вступление Турции произойдет скоро, не стоит. Заявка на вступление, по его словам, была подана Турцией в 1987 году. Учитывая скорость, с которой развивается этот процесс, Турция, возможно, вступит в 3 000 году. Это выступление Кэмерона было частью кампании, в которой он призывает своих соотечественников проголосовать против выхода из ЕС на предстоящем референдуме 23 июня, он был предвыборным обещанием консерваторов. И как бы им тема Брекзита не нравилась, не провести они его не могут. Пока что опросы показывают 45% за выход и 55% — против.

Владимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований «Это часть избирательной кампании. Одним из главных побудительных моментов, предполагающих, что британцы будут голосовать за выход из ЕС, является, в том числе и идея вступления в ЕС таких стран, как Турция. Англичане категорически против этого. Кэмерон в данном случае сыграл против своих оппонентов, а вовсе не против Турции, и сказал, что Турцию в ЕС никогда не примут, поэтому можете быть спокойны. В целом, конечно, это и не очень важно, потому что турки понимают, что в ЕС их никто принимать не собирается».

Стоит отметить, что сам Кэмерон является давнишним сторонником вхождения Турции в ЕС. В частности, еще в 2010 году во время своего визита в Анкару он говорил, что в бешенстве от того, что этот вопрос тормозится, и что Великобритания сделает все от нее возможное, чтобы «вымостить дорогу от Анкары до Брюсселя».