За два часа правильно ответить на 200 сложнейших технических вопросов из разных областей промышленности. По 36 секунд на каждый ответ. Это новые правила аттестации для российского промышленного эксперта. И если у него в голову не вшит компьютер, то пройти экзамен, как говорят на рынке, практически невозможно. Без него нельзя проводить экспертизу.

Между тем такие эксперты жизненно необходимы экономике. Они проводят оценки промышленных объектов, без чего эти заводы, шахты, трубопроводы и так далее работать не имеют права. Эксперты числятся в экспертных организациях. Сейчас их в России около 4000. Отвечает за эту сферу Ростехнадзор. Власти проводят глобальную чистку рынка. О подробностях Business FM рассказал руководитель департамента охраны труда и промышленной безопасности компании «Уралхим» Сергей Шиш.

Сергей Шишруководитель департамента охраны труда и промышленной безопасности компании «Уралхим»«Заставили экспертов писать статьи, отвечать на большое количество вопросов на экзамене за короткий промежуток времени. В общем, условия были как в докторской диссертации. В связи с этим, малое количество экспертов прошло аттестацию. Очень много разговоров идет. Мы видим конкретный передел рынка. Мы видим, конкретно, монополизацию через вот это ограниченное количество организаций. Про некоторых эксперты говорят, что мы их и не слышали, и не видели. То есть, все денежные потоки за экспертизу, я так понимаю — они, наверное, контролируемые».

Промышленники признают, что рынок экспертной оценки чересчур либерализован. Последние годы получить разрешение на экспертизу было очень легко. Представим ситуацию: недобросовестный предприниматель с помощью недобросовестных экспертов получает разрешение для своего завода. Некачественное оборудование выходит из строя, гибнут люди, идут вредные выбросы и так далее. Что-то делать нужно было. Но тотальная зачистка уничтожает конкуренцию. Мнение гендиректора Загорского трубного завода Дениса Сафина.

Денис Сафингендиректор Загорского трубного завода«Ростехнадзор, просеивая еще раз через более мелкое сито всех, кто участвует в этом рынке, с одной стороны, убирает некомпетентные компании. С другой стороны, уменьшая конкуренцию, дает возможность тем, кто останется, поднять, наверное, не только качество услуг, но и цены. Не хотелось бы, чтобы один монополист диктовал условия всему промышленному бизнес-сообществу».

Мы связались с Ростехнадзором. В ведомстве просят не сгущать краски. Там тоже за конкуренцию и против монополизации. Да, требования к экспертам ужесточились. Но те, кто все выучили, испытания проходят, и таких почти половина. Комментарий статс-секретаря, заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Рыбаса.

Александр Рыбасстатс-секретарь, заместитель руководителя Ростехнадзора«Процентов около 40 из тех людей, которые приходят, — они проходят все эти три этапа квалификационного экзамена. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы были крупные организации с хорошей материальной базой, со своей лабораторной базой. Чтобы это не были однодневки. Задача простая — должно быть сформировано компетентное сообщество, квалифицированное, и, еще, самое главное — независимое. А сколько экспертных организаций... Понятно, что она не должна быть одна, и не должно быть их, там, пять. Должна быть конкуренция».

Участники рынка говорят, что изменения они почувствовали, когда в Ростехнадзор пришла новая команда. В позапрошлом году ведомство возглавил Алексей Алешин, до этого много лет проработавший первым замом руководителя Ростеха Сергея Чемезова. Как Business FM анонимно рассказали в деловом сообществе, не так давно появилась некая экспертная компания, у которой нет проблем с аттестацией. А ее представители, якобы, обращаясь к коллегам, предлагают продать контрольный пакет. В обмен на помощь в прохождении аттестации. Не будем давать оценку такому процессу. Скажем лишь, что объем рынка промышленной экспертизы в России — миллиард долларов.