Московский транспорт: до и после
Реформы «Мосгортранса» продолжаются. Совсем скоро на смену маршруткам придет «синий автобус». А пока прежние маршруты работают с перебоями. Уже известно, что перевозкой займется частная компания. Что это значит для «Мосгортранса» и для самих москвичей?
Читать на полной версииСтоличные маршрутки уже начали ходить с увеличенными интервалами. Москвичи недовольны. В диспетчерских отвечают на сленге: «Выпуск сегодня неполный, машины в половине загрузки». На сайте перевозчика, компании «Автолайн», сказано: с 25 июня ряд маршрутов будет отменен. В том числе, и 19м, по которому редакция Business FM добирается до работы. По телефону горячей линии нам ответили, что компания их больше не обслуживает:
- 19м маршрутка с 25 мая не будет ходить — это, действительно, так?
- Да, не будет ходить.
- А что вместо нее будет?
- У нас нет никакой информации.
- А каждый день, вот, количество людей... я на ней на работу каждый день еду от метро «Динамо».
- У нас нет никакой информации! Мы их больше не обслуживаем. Какая организация их будет обслуживать, я не знаю.
Мы знаем, обслуживать ее тоже будет «Автолайн», только по новым правилам. Компания заключила контракт с ГКУ «Организатор перевозок» города Москвы. Теперь это не маршрутка, а тот самый «синий автобус», транспорт нового формата.
Запуск новых маршрутов планируется уже в понедельник, но многие москвичи об этом не знают. О том, как будут работать маршрутки версии 2.0, рассказал эксперт Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков.
Владимир Свириденковэксперт Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»«Ликвидируется часть маршрутов в тех случаях, где маршруты коммерческих перевозчиков полностью дублировали маршруты ГУП «Мосгортранс». При этом те маршруты, которые были уникальными, полностью сохраняются. Единственное, что, в ряде случаев, они поменяют свой номер. Модель работает таким образом, что перевозчики больше не собирают самостоятельно деньги с пассажиров, пассажиры платят городу, покупая проездные билеты, а город оплачивает перевозчику выполнение транспортной работы. То есть, как обычная работа коммерческого партнера при выполнении городского заказа».
Власти Москвы обещают, что к концу июня в столице не останется ни одного микроавтобуса, работаюшего по прежним правилам. Со слов главы Дептранса Максима Ликсутова известно, что новые маршрутки будут быстрее, экологичнее, безопаснее и дешевле. В них будут действовать социальные карты и карты «Тройка». Другой вопрос, что «Мосгортранс» дает больше возможностей частным перевозчикам, формально снимая с себя часть обязательств. Директор фонда содействия развитию городов «Городские проекты» Максим Кац идею не поддерживает.
Максим Кацдиректор фонда содействия развитию городов «Городские проекты»«Это очень вредная для города история, город может стремиться к такой модели, потому что ей проще, якобы, управлять. Но города, которые пошли по такому пути, получили транспортный коллапс, потому что у них начинают ездить, во-первых, автобусы малой вместимости. То есть, маршрутки маленькие. Они сами начинают создавать пробки. Их нет вечером. Не ездят по тем маршрутам, где они не очень забитые. Для города может быть полезна отдача в частные руки на уже имеющихся маршрутах, вот, так, чтобы город оплачивал километр пробега операторам, и они там работают. Но, опять же, это можно делать только при качественной системе госуправления».
Одной из тем для споров является и судьба московского троллейбуса, которая уже решена. Из городского центра этот вид транспорта исчезнет. Его заменят автобусы. Многие эксперты считают, что троллейбус быстрее и экологичнее. Власти отвечают, что контактная сеть изношена, а это потребует еще больших инвестиций. А городским властям деньги нужны на более амбициозные проекты.