Чудеса российской экономики. Как совместить плохие новости с хорошими прогнозами
Дефицит бюджета растет, госкомпании не повышают дивиденды. Но экономические прогнозы улучшаются. По данным Минфина, в апреле дефицит бюджета превысил 8%, при том, что цель по итогам года — 3%. Кроме того, «Газпром» в четверг принял решение по дивидендам, от которого также зависит российский бюджет. И решение принято не в пользу последнего. Зато МВФ улучшил прогноз по российской экономике
Читать на полной версииТриллион 230 миллиардов рублей. Это дефицит бюджета за первые четыре месяца. То есть, разница между доходами и расходами. Но еще большее впечатление производит другая цифра. В апреле дефицит бюджета был 8,6% к ВВП. При этом, за весь 2016-й, по планам властей и наказу президента, разрыв должен составить 3%.
То есть, мы опережающими темпами тратим деньги. И все-таки, соотношение дефицита к ВВП — не такое уж пугающее. В начале года резко упали цены на нефть, но сейчас они подросли. Так что доходы увеличатся, а расходы, наоборот, сократятся. Кроме того, сама статистика не слишком объективная, говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
В апреле Минфин впервые в этом году распечатал резервный фонд, взяв оттуда 390 миллиардов рублей. А на днях замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что из резервов понадобятся средства, чтобы заместить дивиденды, которые в казну недоплатит «Газпром». Недавно правительство сделало исключение для монополии. Корпорация выплатит акционерам 175 миллиардов рублей, вместо 393-х. Хоть это и противоречит распоряжению премьера. «Газпром», который хочет заплатить в бюджет меньше — понять можно. Экспортные цены на газ вдвое упали, нужно финансировать инвестпрограмму. Похожие оправдания и у «Роснефти», которая тоже добилась для себя снижения выплат. Но нельзя говорить, что государство в сложные времена потребовало от госкомпаний помочь, а они нагло отказались. Комментирует замгендиректора по газовым проблемам Фонда нацэнергобезопасности Алексей Гривач.
Алексей Гривачзамгендиректора по газовым проблемам Фонда нацэнергобезопасности«Государство как контролирующий акционер, собственно, и решает, какой объем дивидендов, через директиву совета директоров принимает решение о том, какой объем чистой прибыли компании будет направлен на дивидендные выплаты, а какая часть прибыли будет использована по созданию резервов, инвестиций. Большинство голосует в соответствии с директивами правительства. Другое дело, что внутри правительства есть дискуссии».
В четверг совет директоров «Газпрома» рекомендовал, все-таки, увеличить дивиденды. До семи рублей 89 копеек на акцию. Было семь сорок, то есть, повысят, но совсем чуть-чуть. Рынок отреагировал соответствующе: акции госкомпании сначала подросли, а потом упали. Смешанные чувства вызывает и новый прогноз по российской экономике МВФ. Рецессия продолжается, цены на нефть низкие, доходы падают, сообщил Фонд. Но улучшил прогноз по ВВП. Потому что нефть недавно подорожала. И если дефицит бюджета в следующие четыре месяца сократится, то тоже потому, что нефть подорожала. А если подорожает еще сильнее, то опять утихнут разговоры о дивидендах госкомпаний. Потому что и без этого всем станет хорошо.