Ваша пенсия будет достойной, если…
В следующем году начнет работать новая пенсионная система, заявил в интервью каналу «Россия 24» министр финансов России Антон Силуанов. Прежде всего, изменения коснутся накопительной пенсии. Работающие граждане должны сами тоже заботиться о своем будущем, сказал министр
Читать на полной версииПо словам Силуанова, сегодняшний уровень пенсионного обеспечения позволяет нам иметь среднюю пенсию порядка 12-13 тысяч рублей в месяц. «Работник должен понимать, что если он не будет участвовать в формировании пенсионных накоплений, то уровень пенсии будет вот такой, который сегодня есть», — подчеркнул глава Минфина.
По словам экспертов, накопительная часть пенсии и раньше формировалась на добровольной основе. То, о чем говорит министр, означает очередной полный перезапуск системы. Сейчас в накопительную часть попадает 6% от 22%, которые работодатель отчисляет за каждого сотрудника. В будущем работодатель продолжит отчислять все те же 22%, а гражданин, если захочет, сможет дополнительно из своей зарплаты откладывать что-то на пенсию. Жизнеспособность такой системы Business FM прокомментировал советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов:
- Основная, на самом деле, новация предложения Силуанова заключается в том, что людям будет предоставлено государством право собственности на все эти деньги — это ключевой момент.
- Да, главный вопрос при этом. Человек, который хочет иметь накопительный вот этот счет, он должен платить больше, должен жертвовать частью своей зарплаты или зарплата у него останется прежней?
- Я думаю, что чисто добровольный формат, он в принципе нежизнеспособен в нынешних российских экономических условиях и, по крайней мере, на ближайшее десятилетие, это надо хорошо понимать. Но у человека огромное число денежных потребностей до того момента, как он выйдет на пенсию, и это абсолютно объективно, и особенно это объективно в российских условиях.
- Я говорю о человеке, которому хватает на повседневное, и он задумывается о пенсии. Вряд ли он предпочтет отдавать деньги, там...
- А почему вряд ли, а почему?
- Потому что третий год подряд у нас замораживаются пенсионные накопления. Потому что за 10 лет шестая пенсионная реформа.
- Все правильно, потому что у людей нет права собственности на эти деньги. Сейчас пенсионные накопления — это средства Федерального бюджета, как это ни смешно, поэтому захотели — взяли, захотели — не взяли. Так вот, на самом деле, человеку, по всей вероятности, будет предложен некий псевдо-добровольный вариант, либо псевдо-принудительный.
- А что будет подразумевать собой псевдо-добровольный или принудительный?
- Вероятно, будет предложен некий минимальный процент, который человеку в любом случае надо будет отчислять из собственной зарплаты, потому что есть такое ощущение, что те существующие 22% страхового тарифа, они как были, так и останутся, только они будут идти в общий котел. То есть, от этого никто не откажется, потому что страховая часть по-прежнему трещит по швам, и изымать из нее еще какие-то проценты — вряд ли на это правительство пойдет. Понятно, что страховая часть пенсии большой уже не будет теперь никогда, это надо отдавать себе отчет в этом. Значит, нужно искать другие пути формирования, то есть сложение так называемого пазла: страховой кусочек, накопительный кусочек, корпоративный кусочек. Так вот, по всей вероятности, будет предложен вариант: человеку предложат какой-то минимальный процент в обязательном порядке откладывать из собственной зарплаты. При условии, если человек будет больше откладывать этого минимального установленного тарифа, будет включаться так называемое софинансирование, возможно, со стороны либо государства, либо работодателя. Но это пока исключительно предположения, что в результате получится на выходе, сказать трудно сейчас, потому что дискуссия еще даже не начиналась.
По словам экспертов, за последние 15 лет это уже пятая или даже восьмая пенсионная реформа, в зависимости от того, какие изменения называть этим громким словом. Так или иначе, последние несколько лет преобразования, кардинально меняющие систему, каждые полгода, как минимум, обсуждаются.