Что будет с вкладами после повышения ставки АСВ для банков? Спецрасследование Business FM
Нехватку денег в страховом фонде АСВ банкиры объясняют банкротством кредитных учреждений, которые незадолго до краха привлекали клиентов большими процентами, а теперь им приходится выплачивать страховку. Кто такие «профессиональные вкладчики» и «пылесосы»? Как они работают, и кто в итоге платит по счетам?
Читать на полной версииАгентство по страхованию вкладов (АСВ) увеличило ставку, по которой банки ежеквартально отчисляют взносы в фонд обязательного страхования. Новая ставка может быть применена уже с июля 2016 года, и одним их самых вероятных последствий этого решения станет снижение ставок по вкладам в самой ближайшей перспективе.
Ставка АСВ будет повышена с 0,1% до 0,12%. На первый взгляд, не так уж и много. Однако, учитывая объемы вкладов населения, взносы вырастут значительно.
Крупнейшие плательщики в фонд обязательного страхования — Сбербанк и ВТБ24. Только они с июля будут платить каждый квартал примерно больше на 2 млрд рублей и 380 млн соответственно. Крупные банки вынуждены снижать ставки по основным своим видам вкладов, в частности, Сбербанк — по некоторым рублевым депозитам почти на 1%. Ежеквартальная ставка взносов в фонд обязательного страхования не менялась с 2008 года, но сейчас АСВ ее повысило: не хватает денег.
Главная причина, считают банкиры, в «профессиональных вкладчиках» — тех, кто распределяют депозиты между различными банками с высоким процентом годовых на строгую сумму: 1 млн 400 тысяч рублей. Именно столько сейчас обещает вернуть АСВ в случае отзыва лицензии у банка. Расплачиваться же приходится крупным кредитным учреждениям, которые с вероятностью практически 100% не обанкротятся, при этом их взносы составляют львиную долю Фонда обязательного страхования, говорит вице-президент ВТБ24 Ашот Симонян.
Ашот Симонянвице-президент ВТБ24«Ситуация с тем, в какой банк несет деньги клиент, должна контролироваться, и некую ответственность надо, в любом случае, перекладывать на клиента. Что я имею в виду: если клиент видит ставку в обычных банках, и средняя ставка по рынку находится на одном уровне, и какой-то банк предлагает существенно большую ставку, это должно быть неким сигналом, что в этом банке присутствуют определенные риски. И ответственность за принятие этого решения должна быть также на клиенте. Поэтому это может быть реализовано через ограничение размера компенсации, которую клиент получает. Это может быть сделано в виде ограничения, например, не выплачивается причисленный процент, и так далее. Это вопрос, уже, на самом деле, техники и деталей. Но сама логика, на наш взгляд, должна быть такая, что клиенты должны также нести солидарную ответственность за выбор банка, в который они кладут деньги».
С похожей инициативой выступал и Сбербанк. Его глава Герман Греф назвал повышение взносов в АСВ ростом нагрузки на тех, кто не виноват в опустошении страхового фонда.
Профессиональных вкладчиков не так много — до 300 тысяч человек. Это 1% от общего числа вкладчиков, но при этом на них приходится до 25% страховых выплат. Их деньги позволяют работать так называемым «пылесосам», которые собирают клиентские средства накануне отзыва лицензии. Но как банки узнают об этом и умудряются вывести все активы? Своими мыслями с Business FM поделился глава Национального резервного банка Александр Лебедев.
О том, что среди клиентов обанкротившегося Внешпромбанка оказался и его конкурсный управляющий, не так давно сообщало РБК. АСВ держало там депозит на 850 млн рублей. В агентстве на запрос Business FM ответили, что они не являются кредитором данного банка. В этой связи заявление о том, что «АСВ потеряло почти 1 млрд рублей в обанкротившемся Внешпромбанке», не соответствует действительности, сообщили в организации. Это заявление радиостанция попросила прокомментировать начальника аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максима Осадчего.
Большинство владельцев обанкротившихся банков исчезают вместе с деньгами. Расплачиваться приходится опять же вкладчикам добросовестных кредитных учреждений, отмечает биржевой эксперт, экономист Владислав Жуковский.
Именно поэтому предложения крупных банков кажутся вполне логичными. Ведь если ограничить профессиональных вкладчиков, то пропадут и «пылесосы». У них уже не будет такого поступления денег, а значит, исчезнет и дыра в Фонде обязательного страхования, и банкам с их вкладчиками не придется расплачиваться за других. Редакция Business FM пыталась выяснить позицию АСВ по всем поднятым вопросам, однако запрос остался без ответа.