Фестиваль французского кино в Москве завершится в субботу, 14 мая, но большинство показанных картин выходят в прокат

«Шоколад»

«Шоколад» — реальная история, совсем не веселая, но очень цветистая, о жизни двух парижских клоунов конца XIX века — Футита и Шоколада. Цирковой дуэт по тем временам новаторский: белый англичанин Футит изображает хозяина-деспота, а черный Шоколад — слугу, который терпит все выкрутасы своего господина. В основном он получает пинки, что аудиторию тех времен смешит просто до колик.

Несмотря на то, что вместе эта парочка проработала почти 20 лет, снискав фантастический успех, это кино в основном про Шоколада. И надо сказать, он предстает не особо симпатичным персонажем: любитель женщин, картежник и охотник до опиума.

Наверное, если бы это была просто нарядная история про французский цирк начала прошлого века, получилось бы что-то совсем легкое и воздушное. Но кино претендует на биографическое, так что одна из его главных тем — отношение к чернокожим и судьбы африканских рабов. К просмотру, может, не обязательно, но интересно.


«Любовь не по размеру»

Это романтическая комедия, где уменьшенный с помощью новых технологий Жан Дюжарден бегает за блондинкой Виржини Эфира. По сюжету она поругалась с бывшим и оставила в ресторане мобильник, а он его подобрал и позвонил — судя по бархатному голосу, потрясающий мужик. Она, тоже вся такая потрясающая адвокатесса, идет к нему в ресторан и обнаруживает, что роста в нем — метр тридцать шесть.

В целом, миленький фильм, но единственное, что чинит препятствия на пути взаимной любви, — это комплексы и предрассудки, причем, в основном его. Он успешный архитектор, у него куча денег и взрослый, вполне высокий сын, но на него на улице показывают пальцем, потому что он коротышка.

Герой Дюжардена, в котором в жизни, кстати, метр восемьдесят, просто очень маленького роста. Чувства преодолевают предубеждения как-то неизобретательно, героиня Виржини Эфира в русском дубляже все-время мэкает, как Людмила Прокофьевна в фильме «Служебный роман», и остается от всего этого ощущение затянутости. Это не то чтобы неудачный фильм — просто он не работает.


«Не в моем вкусе»

Французская романтическая комедия не для всех. Не в том смысле, что чрезмерно авангардная или заумная, а потому что какая-то очень интимная. И совсем не потому что на экране много тела — его там и нет совсем.

Молодой парижский профессор философии Клеман отправлен на год преподавать в провинцию — городок Аррас. Ему физически плохо: он человек столичный, и его в этой деревне от всего тошнит. Автор книжки о том, чем отличаются интеллигенты от простолюдинов, он мается, пока не знакомится с парикмахершей Дженнифер. Она хохотушка и звезд с неба не хватает: читает журналы про знаменитостей, ничего не знает про роман «Идиот» и любит петь в караоке.

Ужасно интересно было бы свести подобных персонажей на российской почве: он весь такой канал «Дождь», а она — «Россия 1». Он колумнист «Сноба», а она — героиня клипа про лабутены. У них завязывается роман, и, надо сказать, дурында Дженнифер оказывается гораздо живее и по-человечески симпатичнее своего бойфренда.

Фильм, в общем-то, не новый — премьера была аж два года назад. На российских экранах появляется только на этой неделе, но это не страшно. Немножко подзатянуто, конечно, но это ничего не портит.

О выставке в квартире Булгакова, где он написал и сжег «Мастера и Маргариту», читайте на следующей странице.

«Рукописи не горят» в квартире Булгакова

Квартира Михаила Булгакова на Большой Пироговской улице в субботу, 14 мая, впервые откроет свои двери выставкой «Рукописи не горят», которая проработает всего два дня

В кабинете на Большой Пироговской. Фото: Команда +1

В этой квартире была написана и сожжена первая редакция романа «Мастер и Маргарита», созданы пьесы «Бег» и «Кабала святош», именно сюда звонил писателю Сталин. «Рукописи не горят» — первый проект в новом пространстве Музея Булгакова. В дальнейшем квартира закроется на ремонт и обустройство постоянной экспозиции.

«У квартиры большая судьба: менялись хозяева и планировка, — рассказывает директор Музея Булгакова Петр Мансилья–Круз. — На выставке мы покажем комнаты, в которых жили Булгаковы, мемориальный кабинет писателя и редкие экспонаты, рассказывающие о переломных моментах и событиях, случившихся в стенах этого дома. Но до полноценного открытия музейного пространства нам предстоит провести большую работу».

В доме 35а на Большой Пироговской улице писатель прожил почти семь лет — с 1927-го по 1934 год. Здесь, в кабинете, он «своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе», о чем написал в письме советскому правительству. Гости квартиры смогут увидеть сохранившиеся страницы первой редакции «Мастера и Маргариты», предоставленные Научно-исследовательским отделом рукописей Российской государственной библиотеки специально для выставки. Посетителям будет предложено стать участниками перформанса — написать по одной строчке романа в книгу, которая после отправится в музей. Вход на выставку бесплатный.


Инновация 2015

Выставку номинантов XI конкурса в области современного визуального искусства можно увидеть до 29 мая. Церемония награждения премии состоится 18 мая в ГМИИ имени Пушкина

Во время церемонии вручения премий Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Выставка представляет произведения художников, кураторов, критиков, теоретиков и историков искусства, реализованные в разных городах России в прошлом году. В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) экспонируются 19 проектов, отобранных экспертным советом и представляющих четыре номинации конкурса. На выставке также демонстрируются фильмы и документы, рассказывающие о деятельности лауреатов двух внеконкурсных номинаций — художника Бориса Орлова и мецената, учредителя и президента фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Леонида Михельсона.

Номинация «Кураторский проект»: выставка «Павильон «Кавказ» (сообщество «Безудержные»)

Проект «Павильон «Кавказ», реализованный в специально построенном павильоне на ВДНХ, представил коллекцию артефактов и свидетельств, каждое из которых — яркий экземпляр материальной и духовной культуры современного Кавказа. Часть предметов коллекции — найденные объекты, другая — результат диалога c жителями этого региона: обувщиками, кондитерами, мебельщиками, дизайнерами интерьеров, таксистами, профессиональными борцами и другими.

Номинация «Теория, критика, искусствознание»: Мультимедийный онлайн-ресурс «Блог 6-й Московской биеннале современного искусства»

Составной частью основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства стала «Медиамашина». В течение 10 дней авторы блога, фотографы, операторы и участники биеннале создавали современный мультимедийный архив. Основная функция блога — документирование событий биеннале в виде эссе и интервью на русском и английских языках.

Номинация «Региональный проект современного искусства»: Художественно-исследовательский проект «Наблюдения открытого пространства»

Проект включает в себя трехнедельное художественное исследование, выставку, представляющую его результаты, и однодневный симпозиум с участием искусствоведов, географов, историков. В 2015 году в рамках проекта были изучены и продемонстрированы «самостоятельные» и самоорганизующиеся процессы, которые сохраняют уникальность Дивногорья-места, Дивногорья-хутора, Дивногорья-музея, Дивногорья — памятника природы.

Международный художественный проект «Музей великих надежд»

Инаугурационный проект в отреставрированном здании Арсенала представил результаты многолетних разработок Волго-Вятского филиала ГЦСИ в поле взаимодействия современного искусства и локальных контекстов. Сюжет строился вокруг связанных с территорией Нижегородского региона исторических личностей, обладающих чувством будущего, то есть устремленных в качественно новую социокультурную реальность.

«Музей великих надежд». Фото: Елена Елагина и Игорь Макаревич

Номинация «Новая генерация»: Видео «Волга»

Старая «Волга», стоящая посреди пожелтевшего поля, служит местом встречи для спешащих со всех сторон людей, чтобы вместить в себя 21 человека, мужчин и женщин с детьми, и уехать, оставив за собой дым выхлопной трубы заведенного мотора. Эта молчаливая сцена повторяет пережитый художником опыт, когда он и еще 20 его родственников, как и многие другие чеченские семьи, были вынуждены спасаться из воюющего Грозного во время первой Чеченской войны в 1995 году, уместившись в имеющийся автомобиль (Елена Яичникова).

На следующей странице — о премьере спектакля по южноафриканскому роману-притче в «Табакерке».

«В ожидании варваров» в «Табакерке»

Это спектакль по книге нобелевского лауреата, южноафриканца Джона Максвелла Кутзее — первого писателя, дважды удостоившегося «Букера»

Спектакль «В ожидании варваров». Фото: Ксения Бубенец

Несмотря на многочисленные регалии, Кутзее знают немногие, а ведь книжки у него для сегодняшнего мира очень актуальные — о социальном и этническом неравенстве и паранойе. При том что «Варвары» написаны в 1980 году, они как будто описывают сегодняшнюю Европу.

Итак, «В ожидании варваров» — роман-притча о прогрессивном чиновнике, который влюбляется в арестантку в мире воображаемого вторжения. Книга вошла в список ста лучших романов всех времен по версии британской The Observer.

«Я его прочитал где-то в начале 2000-х, хотя он написан в 80-х. С тех пор сначала была мечта поставить это здесь, в России, и даже Олег Павлович должен был играть эту роль, тоже заболел этим романом, — рассказывает режиссер Александр Марин. — Но что-то не получилось, что-то не срослось, и впервые пришлось поставить это в Южной Африке с южноафриканскими артистами на родине писателя, на родине Кутзее. Это было четыре года назад. Конечно, тот спектакль отличается от этого по многим параметрам. Это тот самый материал, который действительно меня очень волнует. Я уже 15 лет с этим материалом живу. Наконец-то удалось это сделать в моем родном театре. Роман совершенно не об апартеиде, он о природе человека, наших чувствований, о том, что любое разделение людей на «нас» и «их» рождает варварство в душе человека».

Спектакль «В ожидании варваров». Фото: Ксения Бубенец

Второй акт гораздо мощнее первого, а финал так и вовсе пульсирует — очень сильно. Спектакль идет почти три часа. Премьера состоялась на этой неделе. Если не успели на пятничный показ, берите билеты на 28 мая.

О возрождении традиции духовых оркестров в парках читайте на следующей странице.

На ВДНХ начинается Фестиваль духовых оркестров

В субботу с 16:00 три лучших военных оркестра России пройдут по Главной аллее ВДНХ и вместе выступят возле павильона №1 «Центральный», открывая летнюю программу концертов классической музыки под открытым небом

Военный оркестр на ВДНХ СССР. Фото: Борис Кавашкин

Особой гордостью летнего симфонического марафона станет участие в нем Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». В этом году организаторы фестиваля возрождают прекрасную традицию парковых концертов. Перед гостями ВДНХ выступят лучшие российские военные оркестры. В репертуаре виртуозов в погонах — военная, классическая, джазовая и популярная музыка.

В первый день фестиваля одновременно начнут свои выступления сразу три оркестра. Суворовцы будут играть возле павильона №1 «Центральный» со стороны Главного входа, преображенцы — у фонтана «Ракета» на площади Промышленности, моряки — возле павильона №66 «Культура». Первыми свое движение к месту встречи трех коллективов начнут оркестранты Преображенского полка. От площади Промышленности они пройдут по Главной аллее, продолжая играть и увлекая за собой зрителей. В 16:30 к преображенцам примкнет оркестр ВМФ. Два коллектива проследуют к ступеням павильона «Центральный», где вместе с оркестром суворовцев и главным военным дирижером России — генералом Валерием Халиловым — примут участие в сводном 20-минутном концерте.

В дальнейшем каждую субботу с 14 мая по 11 июня в 16:00 на территории ВДНХ москвичи и гости столицы смогут насладиться живой музыкой и дефиле в исполнении профессиональных военных оркестрантов — как взрослых, так и юных.


Маркет еды

Во дворе Музея Москвы в субботу, 14 мая, пройдет первый маркет местной еды. С 11 утра на уже привычной для гастроэнтузиастов площадке — рыба, плов, мороженое и разномастные хот-доги. Целый день играют и поют музыканты. Открыто все выходные, вход свободный.

Фото: Музей Москвы

Рейтинг лучших летних веранд Москвы по выбору BFM.ru — в «Афише» на следующей неделе.