Потерпеть ради светлого экономического будущего
В Минэкономразвития предполагают, что рост зарплат россиян может быть заморожен. По идее министерства, сэкономленные средства должны пойти на инвестиции в реальный сектор. Что вместе с тратами резервов поможет оживить экономику и добиться роста в 4,5%. Впрочем, это лишь прогноз министерства. Как Минэк предлагает бороться со стагнацией, и как на его сценарий отреагировали экономисты?
Читать на полной версииМинистерство экономики, вероятно, не думало шокировать страну своим сценарием. Ведомство просто подготовило большой прогноз на четыре года. СМИ особенно заинтересовались его финалом. А там есть слова об ограничении расходов на оплату труда. Ненадолго. По мнению министерства, зарплаты должны расти уже в 18-19 годах. Причем, с компенсацией за заморозку. Грубо говоря, ведомство предложило россиянам потерпеть и пожить полтора года без роста зарплаты.
Это не план действий. Как заметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, это одно из предложений в рамках поиска точек роста российской экономики. Тем не менее, документ смутил российских экономистов. Средства, сэкономленные на зарплатах, Минэк предлагает пускать на инвестиции. Инструмент в России не очень работает, спорит глава центра макроэкономических исследований «Сбербанка» Юлия Цепляева.
Юлия Цепляеваглава центра макроэкономических исследований «Сбербанка»«Почему средства, сэкономленные, скажем от потребления, через сэкономленное повышение доходов населения, обязательно придут в инвестиции? Пока мы такой жесткой связки не видим, и в прошлом году прибыль предприятий в экономике выросла немало, больше 40% в рублях, номинально показала рост прибыль, а у инвестиций такого увеличения не было».
Минэкономики не конкретизирует, кто должен экономить на зарплатах. Частному сектору, разумеется, приказать невозможно. Бюджетники защищены майскими указами президента, которые в предвыборный год не выполнить нельзя. Но даже если разорвать этот замкнутый круг, можно наткнуться на другой. Падение доходов — это падение потребительской активности. В этих условиях инвестиции в производство, наоборот, снижаются. Комментирует бывший замминистра социальной защиты, экономист Евгений Гонтмахер.
Евгений Гонтмахербывший замминистра социальной защиты, экономист«Может быть, за счет того, что будет снижаться зарплата, а у работодателя останется больше прибыли, может быть, такой расчет. Но снова же ведь это должно строиться на каких-то ростах или хотя бы не снижении объемов производства, а рост объемов производства в ближайшие 2-3 года вряд ли возможен из-за того, что нет инвестиций. И снижается потребительский спрос, кстати, к вопросу о зарплатах. Если их снизить, допустим, то еще больше снизится потребительский спрос».
Есть в прогнозе Минэка и более понятные меры. Ограничить индексацию тарифов естественных монополий. Это снизит издержки бизнеса. Бороться с монополизмом и картельными сговорами. По сценарию ведомства, ситуация кардинально улучшится не раньше 2018-го. До этого будет лишь небольшой рост — меньше полпроцента.
Сценарий вообще не изобилует оптимизмом. И рассчитан из цены на нефть в 40 долларов, выше в Минэке теперь не ждут. Что же касается инвестиций, то их обеспечит Фонд национального благосостояния. Его трата придаст необходимый импульс экономике. А дальше будет и рост зарплат, и рост потребительского спроса, и безработица снизится. Хорошо бы иметь и еще один прогноз. Что делать, если зарплаты заморозят, резервы потратят, а светлое будущее так и не наступит.