Борьба за дивиденды госкомпаний. Правительство пытается повысить выплаты акционерам, корпорации пытаются этого избежать. Тема дивидендов госкомпаний стала актуальна в связи с проблемами бюджета. Недавно кабмин обязал госкорпорации отдавать на дивиденды не меньше половины от прибыли. Однако российские нефтегазовые гиганты пишут письма в правительство и президенту, прося сделать для них исключение. Почему государство и принадлежащие ему компании не могут найти компромисс? И сколько из-за этого может потерять российский бюджет?

История с дивидендами госкомпаний все больше напоминает сериал. Зимой Росимущество предложило, а правительство поддержало увеличить выплаты акционерам до 50% от прибыли. В начале апреля, как сообщили «Ведомости», Игорь Сечин попросил президента сделать исключение для «Роснефтегаза», структуры, через которую государство контролирует «Роснефть». И президент якобы согласился, что «Роснефтегаз» в этом году заплатит только 25%. Затем появляется распоряжение Дмитрия Медведева, которое обязывает все госкомпании отдавать на дивиденды половину прибыли. А потом вице-премьер и куратор ТЭК Аркадий Дворкович, видимо, для усиления эффекта, пишет директиву специально для «Роснефтегаза»: отдать половину прибыли. Заодно становится известно, что «Газпром» попросил правительство снизить свои дивиденды вдвое. Почему госкомпании в трудные времена не идут навстречу властям?

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»«Применение деньгам всегда есть. Понятно, что сейчас не время делать долгосрочные инвестиции, но в то же время многие проекты иногда рациональнее закончить, а не пытаться консервировать. Здесь универсального решения нет и быть не может. Между топ-менеджментом и представителями правительства будет длительный сложный и напряженный диалог».

Что касается «Газпрома», то корпорация не отказывается выплачивать половину прибыли, но только согласно российской бухгалтерской отчетности. Если считать по РСБУ, то 50% — это 175 млрд рублей. А если посчитать по международным стандартам, то половина прибыли «Газпрома» в прошлом году — 393 млрд. Правда, в правительственном распоряжении четко сказано: по какой отчетности больше, по той и платить. Цена этих скучных нюансов — больше 200 млрд рублей. Тема дивидендов волнует не только государство, но и мелких акционеров госкомпаний. Business FM связалась с миноритарием «Газпрома» Леонидом Карягиным. У него накопились претензии к монополии.

Леонид Карягинминоритарий «Газпрома»«У компании «Газпром» так же, как у «Роснефти» много дочерних компаний. «Дочки» их или «внучки». Эти компании генерируют очень большую прибыль. Тысячи выплачивают они в качестве дивидендов, очень малые деньги. 2%, а то и меньше. В каком-нибудь «Газпром» распределении Брянск нераспределенная прибыль —700-800 млн рублей, в одной только компании. Где эти деньги? Почему «Газпром» не хочет их вывести на дивиденды. Деньги они эти используют в так называемых инвестиционных целях. Какие инвестиционные цели, проверить сложно».

«Газпром» год назад направил на дивиденды 90% прибыли. За это время в Европе российский газ подешевел в 2 раза. Правда, по итогам 2015-го, прибыль газовой корпорации, по международным стандартам, выросла в 5 раз. Если следовать распоряжению правительства, то только от «Газпрома» и «Роснефти» казна может получить 200 млрд рублей. С учетом других прибыльных активов, бюджет мог бы решить часть своих проблем. Но власти много лет уделяли дивидендам госкомпаний не так много внимания. А госкомпании в дивидендной политике не так много внимания уделяли главному акционеру. Сила привычки.