Госкомпании не хотят повышать, а государство уже не может без дивидендов
Государство пытается повысить выплаты акционерам, но госкомпании активно этому сопротивляются. Найдут ли они компромисс?
Читать на полной версииБорьба за дивиденды госкомпаний. Правительство пытается повысить выплаты акционерам, корпорации пытаются этого избежать. Тема дивидендов госкомпаний стала актуальна в связи с проблемами бюджета. Недавно кабмин обязал госкорпорации отдавать на дивиденды не меньше половины от прибыли. Однако российские нефтегазовые гиганты пишут письма в правительство и президенту, прося сделать для них исключение. Почему государство и принадлежащие ему компании не могут найти компромисс? И сколько из-за этого может потерять российский бюджет?
История с дивидендами госкомпаний все больше напоминает сериал. Зимой Росимущество предложило, а правительство поддержало увеличить выплаты акционерам до 50% от прибыли. В начале апреля, как сообщили «Ведомости», Игорь Сечин попросил президента сделать исключение для «Роснефтегаза», структуры, через которую государство контролирует «Роснефть». И президент якобы согласился, что «Роснефтегаз» в этом году заплатит только 25%. Затем появляется распоряжение Дмитрия Медведева, которое обязывает все госкомпании отдавать на дивиденды половину прибыли. А потом вице-премьер и куратор ТЭК Аркадий Дворкович, видимо, для усиления эффекта, пишет директиву специально для «Роснефтегаза»: отдать половину прибыли. Заодно становится известно, что «Газпром» попросил правительство снизить свои дивиденды вдвое. Почему госкомпании в трудные времена не идут навстречу властям?
Что касается «Газпрома», то корпорация не отказывается выплачивать половину прибыли, но только согласно российской бухгалтерской отчетности. Если считать по РСБУ, то 50% — это 175 млрд рублей. А если посчитать по международным стандартам, то половина прибыли «Газпрома» в прошлом году — 393 млрд. Правда, в правительственном распоряжении четко сказано: по какой отчетности больше, по той и платить. Цена этих скучных нюансов — больше 200 млрд рублей. Тема дивидендов волнует не только государство, но и мелких акционеров госкомпаний. Business FM связалась с миноритарием «Газпрома» Леонидом Карягиным. У него накопились претензии к монополии.
Леонид Карягинминоритарий «Газпрома»«У компании «Газпром» так же, как у «Роснефти» много дочерних компаний. «Дочки» их или «внучки». Эти компании генерируют очень большую прибыль. Тысячи выплачивают они в качестве дивидендов, очень малые деньги. 2%, а то и меньше. В каком-нибудь «Газпром» распределении Брянск нераспределенная прибыль —700-800 млн рублей, в одной только компании. Где эти деньги? Почему «Газпром» не хочет их вывести на дивиденды. Деньги они эти используют в так называемых инвестиционных целях. Какие инвестиционные цели, проверить сложно».
«Газпром» год назад направил на дивиденды 90% прибыли. За это время в Европе российский газ подешевел в 2 раза. Правда, по итогам 2015-го, прибыль газовой корпорации, по международным стандартам, выросла в 5 раз. Если следовать распоряжению правительства, то только от «Газпрома» и «Роснефти» казна может получить 200 млрд рублей. С учетом других прибыльных активов, бюджет мог бы решить часть своих проблем. Но власти много лет уделяли дивидендам госкомпаний не так много внимания. А госкомпании в дивидендной политике не так много внимания уделяли главному акционеру. Сила привычки.