Камнем преткновения в заключении мирного договора между странами является принадлежность Курильских островов. Москва неоднократно заявляла, что тема Южной Курильской гряды закрыта, и что российский суверенитет над ней вне сомнения. Токио, в свою очередь, не готов заключать мирный договор с Россией, пока не будет решен вопрос «северных территорий», как в Японии называют четыре острова.

Глава российского МИД Сергей Лавров после трехчасовых переговоров лидеров России и Японии заявил лишь о намеченной на июнь межмидовской консультации по мирному договору. Все остальные вопросы, которые успели обсудить делегации, носили скорее технический характер. Единственное, о чем не говорили, — о санкциях, сказал Лавров.

Сергей Лавровминистр иностранных дел Российской Федерации«Вопрос санкций не обсуждался. Как вы знаете, эта тема для нас не существует в том, что касается инициирования вопроса в ходе переговоров с российской стороны. Это проблема тех, кто санкции вводил. Мы, повторю еще раз, готовы извлечь уроки из позиции наших западных партнеров, которые инициировали подобные нелегитимные меры. Будем делать все, чтобы Россия развивалась устойчиво независимо от того, кто с какой ноги встал в какой западной столице».

Что известно о новом подходе, предложенном японским премьером? Рассказывает ведущий научный сотрудник японского центра Института Дальнего Востока Виктор Павлятенко.

Виктор Павлятенковедущий научный сотрудник японского центра Института Дальнего Востока«Да, эта завораживающая фраза была произнесена. Это было в беседе тет-а-тет, скорее всего. Если мы ознакомимся с оценками наших информационных агентств и СМИ и японских, то мы увидим, что во всех японских информсообщениях вообще присутствует вопрос о решении напрямую территориальной проблемы, которая увязана с мирным договором. В наших же сообщениях это элегантно обходится и говорится: да, будут продолжены переговоры о мирном договоре, вопрос просто так не решается. Я думаю, нам надо еще подождать, чтобы, в конце концов, узнать, что же, все-таки, имел в виду Абэ. Я не думаю, что какие-то такие прорывные решения в этом плане. Но то, что он лично Путину что-то такое высказал, — это совершенно очевидно. И подчеркивает, что они не откажутся никогда от своих претензий. И для них любое подписание мирного договора будет связано, прежде всего, с удовлетворительным для них решением проблемы территориальных претензий к России».

Добавим, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время визита в Россию предложил восемь программ для российской экономики. Они касаются: медуслуг, малой и средней промышленности, нефтегазовой сферы и энергетики, развития промышленности, экспорта на Дальнем Востоке, ядерной энергии и высоких технологий, планирования городов и взаимных гуманитарных обменов.

Также, как рассказал «Интерфаксу» представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура, «премьер Абэ и президент Путин обсудили проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также вопросы, связанные с автомобильной промышленностью».

В субботу японская газета «Санкэй» со ссылкой на слова японского премьера сообщает, что власти Японии в настоящий момент изучают возможность введения упрощенного порядка получения виз для россиян.