Сегодня в Одессе день траура. Два года назад в результате столкновений сторонников и противников Евромайдана и поджога Дома профсоюзов, где укрывались последние, погибли 48 человек и около 250 получили ранения. Виновные до сих пор не наказаны. В какой стадии находится следствие, и почему оно затягивается?

Главным успехом следствия на сегодняшний день является расследование эпизода о гибели людей на Греческой площади. Тогда в результате бойни с применением камней, взрывпакетов, огнестрельного и травматического оружия погибли 6 человек. Дело по этому эпизоду уже передано в суд, в нем фигурируют 22 человека. Три из них — представители Евромайдана, 19 — Антимайдана. Из них задержаны только половина подозреваемых, остальные находятся в розыске. А вот расследованием пожара в Доме профсоюзов, где погибли 42 антимайдановца, правоохранители похвастаться не могут. Воз и ныне там, рассказал одессит, член партии «Демократический альянс» Павел Паламарчук.

Павел Паламарчукодессит, член партии «Демократический альянс»«Сначала занимались киевские следователи, там была бригада более чем 100 следователей. Но никакого расследования они вообще по факту не проводили. Официальное расследование прокуратуры было только на бумаге. В левом крыле Дома профсоюзов есть банк, так вот видеозаписи с камер наблюдения этого банка были изъяты не более чем две недели назад. До этого никого не интересовала даже видеозапись, которая находится в самом здании профсоюзов».

Расследование главного эпизода о событиях возле Дома профсоюзов длится уже 2 года. Дело против областной милиции тормозится тем, что главный подозреваемый экс-замруководителя Одесской милиции Дмитрий Фучеджи скрывается от следствия. Дело против пожарных, которые, по версии следствия, несвоевременно выехали к Дому профсоюзов, а также не предоставили необходимых средств для спасения людей, также не доведено до конца. В чем причина такой инертности?

Константин Бондаренкодиректор Киевского института проблем управления имени Горшенина«Мне сложно сказать, почему следствие именно таким образом себя ведет. Если дело резонансное, если к делу приковано внимание, понятно, что рано или поздно эти вопросы, которые задаете вы, будут задавать. Но, с чем это связано, сложно понять логику следователей. Единственное, могу сказать, что в ближайшее время, пока не придет смена власти, пока не пройдут какие-то изменения в государстве, вряд ли это будет расследовано до конца».

2 мая распоряжением Одесского городского главы объявлено днем траура. В этот день в городе пройдут две акции памяти. Поминальные мероприятия будут проводиться по согласованию сторонников Евромайдана и так называемых куликовцев. Первые почтут память погибших на Соборной площади, вторые — на Куликовом поле. Договоренности о бесконфликтном проведении двух митингов удалось достичь при посредничестве ОБСЕ.
Однако еще задолго до 2 мая губернатор Михаил Саакашвили неоднократно заявлял, что у него есть информация о готовящихся провокациях, и призывал ввести в Одессу нацгвардию.
Жительница Одессы Татьяна говорит, что, несмотря на опасность, сегодня выйдет весь город.

Татьянажительница Одессы«Беспорядки предполагать можно. Так получилось, что заявки именно на проведение митингов, не просто поминальных акций на Куликовом поле, подали не только матери погибших, все одесситы пойдут. Весь город в прошлом году пришел с цветами. Так что же, по домам сидеть, прятаться? Я в своем городе должна чувствовать себя как-то некомфортно только потому, что какой-то нацист не хочет мне позволить возложить цветы? Конечно, страшно, видите же, что они творят, но люди придут».

Правоохранители, опасаясь новых провокаций, планируют беспрецедентные меры безопасности. Обеспечивать порядок будут около 3 тысяч сотрудников милиции. На место проведения мероприятий будут пропускать через рамки металлодетекторов и только при предъявлении документов, подтверждающих личность. Кроме этого, будет запрещено участвовать в митингах в масках. Как ранее заявлял советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк, правоохранители уполномочены открывать стрельбу на поражение в случае агрессивных действий с применением оружия.