РЖД изменит прейскурант на грузоперевозки
Об этом на днях заявил глава монополии Олег Белозеров. В частности, корпорация намерена отказаться от принципа перекрестного субсидирования. Из-за него сейчас по железной дороге выгоднее возить сырье, чем продукцию с высокой добавленной стоимостью
Читать на полной версииТарифообразование железнодорожных перевозок в современной России не слишком отличается от советских времен. Систему как не стали менять в 90-х, чтобы не развалить отрасль, так и после создания РЖД. Грузы делятся на три класса: сырьевые, полуфабрикаты и готовые изделия. В нынешней системе для сырьевой продукции действует понижающий коэффициент на перевозку — в 30-35%. Для готовой — наоборот, повышающий, в 74%. На практике это означает, что по железным дорогам выгоднее возить сырье, чем высокий передел.
В прошлом году по российским железным дорогам было перевезено больше 1 млрд тонн грузов. 60% — сырье (нефть, уголь, руда и так далее), остальное — тот самый высокий передел: нефтехимия, трубы, стройматериалы, электротехническая сталь. Власти постоянно требуют увеличить производство и экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. С действующей тарифной политикой это становится все менее выгодно, говорят аналитики.
Экспорт сырья, наоборот, более рентабелен. Недавно Федеральная антимонопольная служба заявила, что принципы регулирования железнодорожных тарифов будут пересмотрены. С аналогичным заявлением выступил глава РЖД Олег Белозеров, но дальше слов пока ничего не идет.