Привлекательная порочность. Почему госкомпании держат деньги в лопающихся банках
Российские госкомпании потеряли 53 миллиарда рублей в лопнувших банках. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на доклад администрации президента. Тем временем, правительство ужесточило требования к банкам, где могут хранить деньги госструктуры и компании с госучастием. Почему они иногда предпочитают размещать свои деньги в организациях, которые позже со скандалом теряют лицензии?
Читать на полной версииС одной стороны цифра в 53 миллиарда рублей в масштабах российского бизнеса с госучастием кажется небольшой. С другой, по данным Национального рейтингового агентства, госкомпании держат в банках всего 670 миллиардов. То есть, сумма, которую они потеряли, стремится к 10%, а это уже много.
Отчет, с которым ознакомились источники «Интерфакса», подготовлен в Кремле. Президент поручил ужесточить требования к кредитным организациям, где госструктуры размещают деньги. И эти моменты тоже хорошо характеризуют масштаб проблемы. За день до появления материалов, правительство уже повысило требования к таким банкам. Капитал их должен составлять не менее 25 миллиардов рублей, нужно, чтобы это был госбанк или же банк, который участвует в программе докапитализации. То есть, системно значимый. Но почему госкомпании раньше не пользовались услугами только таких организаций? Мнение финансового омбудсмена Павла Медведева.
Тезис по поводу знакомства контрагентов и банка хорошо иллюстрирует история «Внешпромбанка». Его лишили лицензии в конце прошлого года. И выяснилось, что руководители, используя личные связи, привлекли деньги госкомпаний, таких как «Транснефть», госорганизаций, таких как Олимпийский комитет. Не говоря уже о родственниках высших российских чиновников. Кстати, за считанные дни до краха ВПБ, СМИ писали, что банк сможет войти в программу докапитализации. То есть, формально, он мог бы стать идеальным банком для госструктур. Если не знать о масштабном выводе средств. Почему ЦБ так жестко ведет себя с банками, в которых хранятся деньги государственных компаний и организаций? Мнение главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина.
Но доклад, подготовленный в Кремле, демонстрирует, что госструктуры просто не обращают внимание на требования властей. Например, им запретили размещать средства в «Нота-банке» и «Интеркоммерце». А они все равно хранили деньги именно там. Обе организации лишились лицензий. Мелкие банки могут быть удобнее крупных по вполне легальным причинам. Высокие депозиты, дешевое обслуживание. Но нельзя исключать и коррупционную составляющую. Сегодня кто-то кладет госсредства в сомнительный банк. Завтра кредитная организация в интересах этого кого-то куда-то эти деньги выводит. А послезавтра становится банкротом. И где найти кого-то с выведенными средствами — становится риторическим вопросом.