Москву к весне украсила ритуальная фирма
Москвичей продолжают удивлять фигуры, появившиеся в городе. Это, к примеру, арт-объект «Юность весны», которую блогеры уже окрестили принцессой Фионой, или памятником снесенным ларькам. Другие инсталляции также неоднозначны. Жителей города утешает только то, что простоят они недолго
Читать на полной версииЗеленую голову долой: столичные власти решили убрать одну из инсталляций в центре города. Арт-объект «Юность весны» на Пушкинской площади, установленный в рамках фестиваля «Московская весна» и вызвавший волну критики жителей столицы, будет перенесен на Страстной бульвар. По мнению властей, там инсталляция будет смотреться более органично.
Источник Газеты.ру среди организаторов фестиваля возложил вину на дизайн подрядчика из Санкт-Петербурга. По его словам, художники дистанционно «не совсем рассчитали, как это будет выглядеть в реальности».
Пока не ясно, разделят ли судьбу зеленой головы другие спорные инсталляции фестиваля, который обошелся москвичам почти в 200 млн бюджетных рублей.
Что еще не устроило столичных жителей, и насколько «Московская весна» заслужила обрушившуюся на нее критику?
Зеленая голова рядом с памятником Пушкину похожа на принцессу Фиону из «Шрека» и на идолов с острова Пасхи. Абстрактная индастриал-инсталляция на месте «Пирамиды» у здания «Известий» — это памятник снесенным ларькам. А пальмы у Большого театра, клумбы с наваленными головами Ленина и яйца с ушами — вообще нонсенс. Так оценили труды московской мэрии некоторые блогеры и пользователи соцсетей. Хотя критиковать, конечно, всякий горазд, а в искусстве всем не угодишь, отмечает председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов.
Степан Орловпредседатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике«В подготовке этого фестиваля участвовали, в том числе и молодые художники, молодые дизайнеры. Мне кажется, что чем больше будет таких ярких событий, тем лучше. Это нравится москвичам, это нравится гостям столицы, туристам. Могут быть разные точки зрения, они звучат. Естественно, у всех разные вкусы, у всех разные художественные подходы. Это же творчество: кому-то нравится, кому-то не нравится. Также как любой фильм, любой спектакль, он может кому-то нравиться, кому-то не нравиться. Это нормально. Но в целом, мне кажется, что это очень интересное, яркое зрелище, и мне кажется, что этот фестиваль, он украшает Москву. Естественно, что все замечания, все критические замечания, в особенности, нужно будет анализировать. И естественно, что нужно учитывать мнение москвичей».
Организаторы настаивают, что некоторые инсталляции москвичи просто не успели «распробовать», и гордятся кинетическими фигурами на бульварах, посвященными российским изобретениям, которые можно потрогать и подергать за рычаги — Спутник-1, первый электротрамвай и другие объекты.
Другой вектор критики — административный. Выяснилось, что конкурс на проведение весеннего фестиваля третий год подряд без конкурентов выигрывает фирма «Московский Сувенир Плюс», причем занимается она, кроме прочего, поставками ритуальных принадлежностей. Возможно, это может объяснить тот факт, что сделано с размахом, но без особого внимания к эстетике, комментирует архитектор-градостроитель, урбанист Илья Заливухин.
Илья Заливухинархитектор-градостроитель, урбанист«Я думаю, что это больше относится не к арт-объектам, а к разделу массовых гуляний. Сделано, как бы, для народа. Чтобы, вот, народу так будет веселее, и празднование. И все эти объекты, они, конечно, к искусству не имеют никакого отношения. И я не знаю, ставилась ли такая цель. А жалко, потому что если есть, тем более средства, а они, очевидно, есть. Что очень характерно для Москвы, в принципе. Я только что был в Питере, там такого совершенно не наблюдается. Все как-то спокойней, и, в общем, культурнее. А Москва — это всё время аляповатая какая-то история. Нужны какие-то специальные кураторы для этого всего. Иначе возникают такие вот инсталляции. Капков ушел, и, соответственно, его команда. А все-таки кадры решают очень многое. И здесь видно, что уже другие люди выбирают эти все скульптуры».
Городские фестивали как регулярные мероприятия появились в Москве 4 года назад. Первые два года ими занимался Департамент культуры под руководством Сергея Капкова, на его счету, в частности, масштабный проект «Лучший город Земли», фестиваль фейерверков и многочисленные выступления музыкантов. Потом курировать городские мероприятия стал Департамент торговли и услуг — появились фестиваль рыбы, «Пасхальный дар» и «Московское варенье». По данным властей, за прошлый год подобные мероприятия принесли бюджету города почти 3 млрд рублей прямых доходов и 2 млрд налогов. Общая сумма затрат на фестивали не называется.