Россия сенсационно выиграла дело ЮКОСа
Суд Гааги неожиданно отменил решение о выплате Россией $50 млрд в пользу ЮКОСа. Апелляционный суд заключил, что рассмотрение подобных исков не входило в компетенцию арбитража. Пора ставить точку?
Читать на полной версииСуд Гааги отменил решение о выплате Россией 50 млрд долларов по делу ЮКОСа. Об этом со ссылкой на представителей России в суде сообщают «Интерфакс» и Bloomberg. «Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате 50 млрд долларов полностью удовлетворена», — приводит цитату «Интерфакс». По словам источника агентства, апелляционный суд установил, что в компетенцию арбитража не входило рассмотрение исков подобного рода.
«Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций», — сообщил собеседник агентства. Он затруднился при этом назвать точные сроки разблокирования российских активов, сославшись на достаточно громоздкую судебную процедуру. «По некоторым искам и жалобам уже установлены графики их рассмотрения в судах, как например, в США. В других, видимо, придется подавать новые заявления», — отметил источник. Вместе с тем, по его словам, у представителей ЮКОСа есть возможность обжаловать сегодняшнее решение Окружного суда Гааги в вышестоящих инстанциях — Апелляционном суде и Верховном суде Нидерландов. «Потому теоретически еще рано говорить о том, что в истории с иском о взыскании с РФ 50 млрд долларов в пользу экс-акционеров ЮКОСа поставлена точка», — добавил собеседник агентства.
По информации Bloomberg, суд Гааги обязал акционеров ЮКОСа выплатить РФ $55 тысяч компенсации издержек . У представителей компании есть возможность обжаловать сегодняшнее решение в вышестоящих инстанциях — Апелляционном суде и Верховном суде Нидерландов, и они уже заявили, что воспользуются этим правом.
Такое масштабное решение не могло обойтись без политической составляющей, полагает политолог Георгий Бовт.
У истцов остаются аргументы для юридического оспаривания решения, так что это ни в коем случае не конец истории, добавляет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«Здесь нужно исходить из того, что сейчас заинтересованные лица и истцы будут пытаться оспорить данное решение по следующим основаниям. Дело в том, что РФ не делала никаких оговорок о неприменении и даже временном неприменении соответствующего договора об Энергетической хартии, как это делала Норвегия, и на момент до проведения ратификации по нему сложно утверждать, что данное условие РФ заявляла на момент подписания договора об Энергетической хартии. Тонкость не только в этом, но по тому основанию, по которому снесли арбитражное решение в настоящий момент, я полагаю, что данное основание может быть приведено истцами, в ближайшее время мы его увидим».
В Кремле приветствовали решение Гаагского окружного суда, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
Минюст России выступил с разъяснением: решение Окружного суда Гааги не снимает арест с российской недвижимости за рубежом, но дает основания требовать этого. Одновременно с заявлением выступил экс-владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. «Запад решил ослабить давление. Мои друзья продолжат противостояние», — написал бизнесмен в Twitter. Геополитическую подоплеку решения гаагского суда комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Получателями по иску являются Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited, которые суммарно владели 51% ЮКОСа, а также Veteran Petroleum Ltd. — пенсионный фонд бывшей нефтяной компании, ему принадлежало 10% акций. Сам экс-глава предприятия Михаил Ходорковский к процессу отношения не имеет: он передал свои 60% акций другим членам совета директоров компании. Крупные доли в Group Menatep Limited — материнской компании Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited — принадлежат Леониду Невзлину, Михаилу Брудно и Владимиру Дубову. Остальные акции компаний-истцов принадлежат 55 тысячам акционеров по всему миру.
На портале BFM.ru проводится опрос: каково ваше отношение к решению в Гааге, считаете ли, что Россия должна бывшим акционерам ЮКОСа. На момент публикации статьи большинство ответивших выбрали первый вариант: «Нет, первое решение о взыскании было несправедливо».