Ограниченная цензура Интернета и внесудебная блокировка экстремистских сайтов. Александр Бастрыкин выступил с программной статьей в издании «Власть». По мнению главы СКР, в последние годы Россия столкнулась с новой фазой «гибридной войны». В ответ Бастрыкин призывает отказаться от игры в лжедемократию, в частности, рассмотреть китайский опыт цензурирования Интернета.

Министерство промышленности и информатизации Китая ввело запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам. Китайские же СМИ будут сотрудничать с иностранными онлайн-СМИ при наличии у них разрешения этого министерства. В руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая. Серверы онлайн-СМИ могут находиться исключительно в КНР. Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение в России. Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют экстремистскую и радикал-националистическую информацию. При этом если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть сами обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд и доказывают там свою правоту.

Кроме того, Бастрыкин призывает приравнять к экстремизму отрицание итогов референдума в Крыму. Ужесточить контроль над трансграничным движением капитала и как можно скорее вернуть в Уголовный кодекс конфискацию имущества как вид наказания. С чем можно связать появление программной статьи Бастрыкина?

Константин Симоновгенеральный директор ФНЭБ«Я лично воспринимаю этот материал как свидетельство обостряющейся борьбы кланов в российской политике, и в этом нет ничего удивительного. Возможно, действительно, ряд позитивных высказываний Путина относительно правительства, которое, по мнению населения, в основном состоит из либералов в отношении некоторых знаковых персон для этого лагеря, например, Кудрина. После некоторых аппаратных успехов либерального лагеря, например, яркий сюжет — взятие ВЭБа, может быть, действительно, та часть элиты, которую принято называть силовиками, думает о том, какие ответные действия совершить. Кстати, неоднократно они предпринимали попытки написать что-то вроде идеологических текстов, объединяющих силовую корпорацию. Очень часто с такими высказываниями программными в последнее время из действующих политиков выступает Маркин достаточно активно. Претензия на конструирование государственной идеологии — это не первый и не последний опыт».

Тем временем Михаил Ходорковский и Евгений Чичваркин провели совместную пресс-конференцию. Как заявил на ней экс-глава ЮКОСа, до 2018 года в России не произойдет принципиальных изменений. Их стоит ждать ближе к 2024, когда, по мнению Ходорковского, потребуется два года переходного периода к честным выборам. Отреагируют ли как-нибудь на эти слова в Москве?

Алексей Мухингенеральный директор Центра политической информации«Скорее всего, никакой реакции от Москвы не будет, потому что ничего нового Чичваркин и Ходорковский не высказали. Тот тезисный ряд, который они озвучили, уже известен. Единственное, что появилась какая-то определенность, например, с тем, кого именно зачислят коалиционеры в качестве армии революционеров. Это, видимо, перемещенные россияне, которые сейчас составляют определенный контингент на территории ЕС, в том числе в Великобритании и США, они якобы должны вернуться и изменить лицо России. Но расчет на это весьма слабенький. Что касается того, что они предложили себя в качестве временного правительства на 2 года, чтобы создать условия для так называемых честных выборов, и отказали всем ныне действующим институтам в России в правомочности, легитимности и так далее, сказав, что их просто нет, это уже говорит о том, что люди живут в каком-то собственном мире фантазий и, скорее всего, действуют под принуждением».

Между тем «Открытую Россию» могут признать нежелательной организацией. Об этом заявил зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Серебренников. Он подчеркнул, что кроме «Открытой России» в стоп-лист могут попасть множество организаций, кандидатов много.