Разъяснительная работа: формат апартаментов становится более понятным для покупателей
Спрос на подобные лоты по-прежнему объясняется сравнительно низкой ценой и лояльностью застройщиков, но вопросы изменения юридического статуса до сих пор остаются нерешенными
Читать на полной версииВ сегменте столичных апартаментов наблюдается повышенная девелоперская активность. За первый квартал текущего года на рынок вышло сразу семь новых комплексов. В итоге сейчас в реализации находятся 89% с совокупным количеством лотов, равным 10 тысячам, что вполне сопоставимо с показателями прошлого года. Впрочем, несмотря на такие относительно внушительные цифры, доля апартаментов на рынке жилья по-прежнему не превышает 26%.
Разумеется, большим спросом пользуются апартаменты с возможностью оформления временной регистрации, которые за счет привлекательной цены могут конкурировать с классическим жильем. А вот востребованность лотов без этой опции постепенно снижается: стоимость квартир в комфорт-, а тем более эконом-классе остается сравнительно доступной, поэтому покупатели зачастую делают выбор в пользу последних, которые, помимо прочего, не облагаются повышенным налогом.
При этом процесс изменения юридического статуса апартаментов хоть и продолжается, но на практике такие случаи на рынке единичны. Девелоперы до сих пор так и не получили четких критериев, позволяющих рассчитать вероятность перевода апартаментов в квартиры, хотя соответствующие дискуссии в последнее время ведутся постоянно.
Мария Литинецкаяуправляющий партнер «Метриум Групп»«Сегодня по каждому проекту решение выносится в индивидуальном порядке. Тем не менее, вероятность перевода повышается в том случае, если апартамент соответствует нормам инсоляции для жилых помещений. Ведь именно эти нормы освещенности становятся главным ограничивающим фактором при проектировании комплекса. В то же время именно инсоляция не позволяет увеличить плотность застройки, что делает жизнь более комфортной. Тем не менее, из-за отсутствия жестких требований к переводу, даже полное соответствие нормам инсоляции не дает гарантию того, что апартамент будет переведен в жилье».
Средняя стоимость апартаментов с прошлого года незначительно подросла и составила 268,5 тысячи рублей за квадратный метр. Как утверждают эксперты, корректировка во многом произошла из-за вымывания недорогого предложения и повышения стадии строительства по ряду объектов.
В Москве порядка 57% от общего объема предложения приходится на бизнес-класс, 25% — на эконом-класс, а доля элитных апартаментов составляет 17,5%.
Апарт-проекты в основном расположены в ЦАО: здесь представлено 45% от общего объема предложения. Второе место за собой оставляет САО, а наименьший процент традиционно экспонируется в ВАО.
Интерес к апартаментам в основном продиктован тем, что цены на них в среднем на 10-15% ниже, чем на квартиры аналогичного метража. Кроме того, застройщики всячески пытаются стимулировать продажи, предоставляя покупателям процентные и беспроцентные рассрочки, и даже банки постепенно смягчают свою политику по отношению к этому формату, предлагая более выгодные, чем раньше условия кредитования.
Владимир Богданюкруководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet«Портрет покупателя апартаментов отличается от показателей приобретающих классическое жилье, смещением в сторону однокомнатных и малогабаритных квартир, что связано с оптимизацией бюджетов покупки. Вопрос конечного бюджета приобретения — это краеугольный камель при выборе объектов жилья для массового потребителя, и в сегменте апартаментов сейчас представлено достаточно много наиболее бюджетных предложений на рынке новостроек, в том числе студий минимальных площадей. Также процент сделок с ипотекой в сегменте меньше из-за менее выгодных условий по сравнению с ипотекой для квартир, для апартаментов минимальная ставка начинается от 13,75%».
По статистике, владельцами апартаментов чаще всего становятся те, кто уже имеет жилье в столице, поэтому вопрос получения регистрации для них не так принципиален. Также эти лоты востребованы среди одиноких людей или семей без детей.
Эксперты отмечают, что сам формат становится все более понятным для покупателей, что положительно сказывается на спросе. Также доверие вызывает появление комплексов, где апартаменты соседствуют с квартирами: таким образом, застройщикам удается расширить потенциальную целевую аудиторию, которой адресован проект.