В России сегодня отмечают День космонавтики. Праздник подпорчен сообщениями об аресте французских активов российских космических государственных организаций. Речь идет о средствах Роскосмоса и ФГУП «Космическая связь» — от 700 млн до 1 млрд долларов. Деньги заморожены в рамках решения гаагского арбитража о компенсации экс-владельцам ЮКОСа. Имеет ли право французский суд арестовать эти средства? И как на это реагирует Москва?

Если Париж и хотел подгадать заморозку счетов к какой-нибудь дате, то, скорее всего, к 20 апреля. В этот день суд в Гааге огласит решение по жалобе Москвы, не согласной платить экс-акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов. Но получилось, что России подпортили юбилей первого полета человека в Космос. Как сообщили СМИ со ссылкой на журнал The American Lawyer, Франция по инициативе экс-совладельцев ЮКОСа арестовала 700 млн долларов. Это деньги Роскосмоса и ФГУП «Космическая связь». 400 млн — средства спутникового оператора Eutelsat. Он должен их перечислить «Космической связи». Еще 300 млн — деньги компании Arianespace. Она должна заплатить их Роскосмосу за ракеты-носители Союз-СТ.

Алексей Карпенкоадвокат, старший партнер компании Forward Legal«Это не обособленная государственная компания с контрольным пакетом государства, например, «Газпром» или Сбербанк, у которых имущество обособлено. Поэтому те платежи, которые сейчас причитаются Роскосмосу, — это фактически платежи РФ, фактически это поступления в бюджет РФ. Поэтому эти платежи, с моей точки зрения, могут быть арестованы в качестве обеспечения по исполнению гаагского решения по иску акционеров ЮКОСа».

По некоторым данным, Париж мог арестовать не 700 млн долларов, а миллиард. Вероятно, это связано с контрактами Роскосмоса. Агентство должно передать французам 7 ракет «Союз». Сделку 2 года назад оценили в 400 млн долларов. А недавно были сообщения, что европейские партнеры получат еще 6 «Союзов». С помощью этих ракет французская компания выводит на орбиту спутники с космодрома во Французской Гвиане. Сотрудничеству больше 10 лет. Разрыв невыгоден никому, замечает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Натан Эйсмонтведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН«Это такая регулярная коммерческая деятельность. Франции в коммерческом плане это крайне невыгодно ущемлять Роскосмос. Настолько тесная кооперация, что любое какое-нибудь движение в сторону нанесения ущерба этой кооперации. Связи здесь давние, взаимовыгодные, нарушать их — это как вырвать себе глаз».

Как заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров, история с арестами активов началась почти год назад. В Кремле за это время, видимо, не успели изучить обстоятельства. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что «информация проверяется и перепроверяется». Сообщения СМИ о возможном аресте этих активов были и в конце прошлого года. И тогда комментарий Дмитрия Пескова звучал увереннее: «Россия принимает ответные юридические меры». Быть может отсутствие конкретики со стороны Москвы сейчас связано с нежеланием портить юбилей. 11 апреля прошла пресс-конференция космического агентства. Роскосмос презентовал новую праздничную версию песни «Трава у дома». Тема ареста активов в разговоре с журналистами не поднималась.