Спрос на элитное столичное жилье превзошел докризисные показатели
Отчасти это объясняется снижением среднего бюджета покупки, сокращением площадей лотов, а также активностью покупателей с долларовыми сбережениями
Читать на полной версииМосковский рынок элитного жилья наконец-то достиг баланса, адаптировавшись к новой экономической реальности. По крайней мере, именно такой вывод сделали эксперты, подведя итоги первого квартала 2016 года. За этот период в сегменте было заключено 126 сделок с новостройками, причем за последние пять лет более активные продажи наблюдались разве что в 2014 году, запомнившемуся ажиотажным спросом из-за скачков курсов валют.
Соотношение спроса и предложения сейчас также можно назвать оптимальным. Объем предложения на этом рынке уже не первый год колеблется вокруг отметки в полторы тысячи лотов, из которых ежегодно удается реализовать примерно 500, поэтому нынешних «запасов» хватит еще минимум на три года. Застройщики постарались предоставить покупателям максимально широкий выбор по возможным площадям квартир и их цене, чего нельзя сказать о локации: даже в условиях пониженного спроса на Остоженке, Патриарших прудах и Китай-городе ощущается некий дефицит лотов в продаже.
Зато в самых популярных «элитных» районах: Хамовниках, Пресне и Замоскворечье торговля идет относительно бойко — именно здесь с начала года было заключено подавляющее большинство сделок.
Дмитрий Халинуправляющий партнер Savills в России«На первом месте у покупателей дорогих квартир сейчас стоит качество. Если клиенту не нравится дом или отделка квартиры выглядит морально устаревшей, трудно переубедить его даже серьезной скидкой. Качество-функциональность-цена — три ключевых требования сегодняшнего клиента. При покупке новостроек приоритет отдается опытным застройщикам, которым есть что показать из уже реализованных проектов. Для многих клиентов также важны имена генподрядчика и отделочников. По ним судят о качестве готового дома. 80% сделок с элитными новостройками заключается сегодня в активно строящихся проектах на этапе каркасных и фасадных работ. На стадии котлована – только 7%. В былые времена на этом этапе могло раскупаться до половины дома. Не так важны, как в «тучные годы», имена архитекторов и «величавое» название проекта. Многие успешные элитные новостройки сегодня называются просто и без лишнего пафоса. И покупатели нисколько не смущаются по этому поводу».
Кстати, желающих приобрести квартиру или апартамент в доме на этапе котлована становится все меньше: сейчас на их долю приходится не более 7%. А вот 79% покупателей предпочитают вкладываться в жилье на стадии активного строительства надземной части.
Что касается бюджетов покупок, то тут картина принципиально не изменилась: самыми востребованными остаются лоты стоимостью от 30 до 60 миллионов рублей, а средний бюджет в первом квартале 2016 года составил 64 миллиона рублей.
Не стоит и говорить о том, что в 85% случаев расчет ведется в рублях, хотя некоторые застройщики к неудовольствию покупателей все еще сохраняют верность доллару.
Денис Поповуправляющий партнер Contact Real Estate«Девелоперы почти все перешли на рублевое ценообразование, поскольку ориентируются на запросы клиентов, чьи доходы в основной массе обозначены также в рублях. Финансовые планы теперь бюджетируются тоже в национальной валюте. Но полностью от закупок иностранных комплектующих и материалов застройщики уйти не могут по вполне очевидным причинам – нет российских аналогов соответствующего качества, поэтому фасады, лифты, окна, как правило, приходится привозить из-за рубежа. Основные продажи на элитном рынке идут в 7-8 проектах. Как правило, это объекты профессиональных девелоперов, которые изначально специализировались на элитном рынке. У них есть понимание планки качества, маркетинговые исследования, направленные на то, чтобы разработать проект и построить комплекс с отличной концепцией и архитектурной составляющей, грамотными размерами квартир и функциональными планировочными решениями, красивой и качественной отделкой. Некоторые застройщики, которые пришли из других сегментов, периодически делают ошибки, например, в планировании, не всем удается следить за затратами и одновременно контролировать качество».
Впрочем, несмотря на сравнительно неплохие показатели продаж, площадь жилья в элитном сегменте продолжает снижаться: за год сокращение составило 17% и теперь среднестатистический лот — это 120 кв. метров.
По словам риелторов, 60% сегодняшних покупателей — счастливые обладатели долларовых сбережений, которые теперь могут позволить себе более высокобюджетную покупку. При этом среди них становится все меньше финансистов, которые никак не могут дождаться пресловутого «дна» рынка и боятся прогадать. При этом, по оценкам специалистов, потенциальная аудитория, присматривающаяся к элитному жилью в столице составляет 5-7 тысяч человек.