Хорошо темперированный офшор
Герман Греф не стал комментировать «панамское досье». Он сказал, что сейчас эта тема очень политизирована, а чтобы разобраться в материалах, надо минимум две недели. Мы попытались еще раз разобрать файлы, посвященные виолончелисту Сергею Ролдугину
Читать на полной версииВ расследовании журналистов речь идет о деятельности компании «Тройка-Диалог» в те годы, когда она еще не принадлежала «Сберу», заметил Греф. Напомним, «Тройка», по версии расследователей, связана с подозрительными операциями с пакетами в «КамАЗе». И к ним может иметь отношение друг российского президента, виолончелист Сергей Ролдугин. Как и к сделкам с акциями известной компании «Видео Интернешнл». Герман Греф заявил, что необходимо не меньше двух недель, чтобы тщательно изучить все документы.
В конце нулевых инвесткомпании «Тройка-Диалог» принадлежал контрольный пакет «КамАЗа». Через офшорную компанию. Она передала другой офшорной структуре права на управление своими акциями. А также опцион на покупку всего пакета. За 100 тысяч долларов. Притом что рыночная стоимость производителя грузовиков оценивалась в несколько миллиардов долларов. Та компания, что получила опцион, по данным журналистов, связана с давним другом Владимира Путина — виолончелистом Сергеем Ролдугиным. Он, якобы, имел в ней 15%. «КамАЗ» — стратегическое предприятие, обращают внимание журналисты, получает заказы Минобороны, на завод приезжал Владимир Путин. Последние три факта верны на 100%. Но нужно учитывать, что речь идет об операциях частного акционера. «Тройка» на тот момент еще не принадлежала «Сбербанку». Можно вспомнить, что большой пакет «КамАЗа» собирались продать немецкому концерну Daimler, который в итоге купил только 15%. И, возможно, с этим и была связана офшорная схема. По похожей схеме, в те же годы, с участием все того же инвестора происходила и продажа «АвтоВАЗа», напоминает автоэксперт Игорь Моржаретто.
Опрошенные Business FM юристы говорят, что такие сделки не должны были проходить без внимания антимонопольщиков и правкомиссии по иностранным инвестициям. Известно, что ФАС в свое время дала добро «Тройке» на покупку контроля в «КамАЗе». Как отреагировали регуляторы на сделку по передаче пакета в управление другой структуре — неизвестно. Антимонопольная служба на запрос Business FM пока не ответила.
Похожая история и с «Видео Интернешнл». По данным Росстата, 20% рекламного селлера принадлежит некой кипрской компании. По информации журналистов, этой компанией владеет другая иностранная структура. А ее бенефициар — якобы, все тот же Сергей Ролдугин. Пакет, вероятно, достался в ходе смены собственника «Видео Интернешнл». 6 лет назад ее купил банк «Россия». А перед этим Госдума приняла поправки к закону о рекламе, они ограничили долю Vi на рынке. После чего компания стала консультировать телеканалы. Что наталкивает на подозрения об обходе закона. В общем, вопросов много, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
«Видео Интернешнл», конечно же, ассоциируется с фигурой Михаила Лесина. Незадолго до продажи компании, ее основатель был уволен из администрации президента. В прошлом году он при загадочных обстоятельствах скончался в Вашингтоне. О чем журналисты тоже упоминают. И все-таки, сами по себе схемы с акциями и «КамАЗа», и Vi кажутся, хоть и подозрительными, но вполне законными. Попробуем упростить. Виолончелисту принадлежат 15% иностранной компании, которая получила право на покупку контроля в «КамАЗе». Но так и не купила. Еще музыкант владеет неизвестно каким пакетом в другой офшорной структуре, у которой миноритарная доля в «Видео Интернешнл». Бывает в жизни и такое. Все остальное — нагромождение ярких деталей, дающих пищу для не менее ярких предположений.