Показатель деловой активности в российской сфере услуг в марте стал самым высоким за 10 месяцев. Индекс PMI вырос до 52 пунктов, тогда как феврале составлял 50,9 балла. Как отмечает исследовательская компания Markit, это максимальные темпы роста с мая прошлого года.

В Markit полагают, что повышение деловой активности в российской сфере услуг связано с продолжающимся ростом новых заказов, который регистрируют уже второй месяц подряд. О чем говорит рост индекса PMI в сфере услуг?

Владимир Брагиндиректор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитал»«Если посмотреть, как считается этот индекс, то по большому счету это опрос, связанный с сезонными вещами: ожидаете ли вы увеличение спроса, уменьшение спроса на свои услуги. Но в данном случае, если мы говорим по сектору услуг и о том, что индекс больше 50, все-таки в сфере услуг компании чувствуют увеличение спроса на свои продукты и планируют расширять свои объемы действия в среднем по экономике. Но, на мой взгляд, это нормальный, логичный показатель в силу того, что все-таки импортозамещение находится не только в части производства каких-то товаров, но и в части услуг. Мы же не забываем, что все-таки из-за ослабления рубля тот же самый спрос на поездки за рубеж сократился, люди стали больше пользоваться услугами компаний внутри страны, и это отражается в первую очередь именно в этом показателе».

Главный экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова обращает внимание на еще один фактор — прошедшую индексацию пенсий:

Наталия Орловаглавный экономист «Альфа-Банка»«Сектор услуг, конечно, больше заточен под конечных потребителей, поэтому компании этого сектора более чувствительны к изменениям поведения домохозяйств. У нас в феврале была индексация пенсий, и она могла несколько повысить объемы спроса на услуги, потому что у нас в принципе по продовольственным, непродовольственным товарам уже есть значительное насыщение рынка с точки зрения уровня спроса, то есть потребления на душу населения, а по услугам рынок еще не насыщен. Если есть потенциал роста потребления, то он именно в секторе услуг. Поэтому, возможно, индексация пенсий дала такой материальный толчок спросу, и компании сектора услуг это отфиксировали. И второй момент: март — это период каникул, праздники в начале марта и потом школьные каникулы, и, возможно, поскольку произошло переключение туристических потоков из зарубежных поездок на внутренние, сектор услуг это тоже отфиксировал».

В отличие от сферы услуг, в промышленном производстве все хуже: на прошлой неделе стало известно о том, что индекс PMI в обрабатывающих отраслях России в марте потерял один пункт по сравнению с февралем и остается ниже критической отметки в 50 пунктов. Деловая активность в российском промпроизводстве продолжает падать четвертый месяц подряд.