Россия продолжает попытки спасти отечественный автопром. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сегодня встречается с крупнейшими иностранными автопроизводителями, работающими на территории России, чтобы обсудить с ними планы, в том числе и относительно "АвтоВАЗа". В пятницу премьер Владимир Путин поставил Renault-Nissan, владеющего 25 процентами Тольяттинского завода, перед выбором - либо инвестиции в "АвтоВАЗ", либо сокращение доли в предприятии. Тему продолжит корреспондент "Бизнес ФМ" Ольга Шипша:

- Давление на иностранных инвесторов перспективой размывания их пакета - не специфическая российская практика, так поступают практически везде. У Москвы такой опыт уже есть - зарубежные инвесторы лишились своего влияния в проекте "Сахалин-2", поэтому у международного альянса Renault-Nissan есть повод волноваться. Путин предложил владельцам блок-пакета "АвтоВАЗа" вместе с российским правительством заняться технологическим переоснащением завода. В противном случае блок-пакет будет размыт за счет новых госсубсидий, без которых автозаводу не выжить. Это вполне логичный ход, ведь правительство уже вложило в "АвтоВАЗ" 25 миллиардов рублей. Теперь нужна помощь стратегического инвестора, потому что вывести предприятие из предбанкротного состояния не получилось, отметил президент банка "Российская финансовая корпорация", экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев:


"Говорить инвестору о том, что его пакет будет размыт, это не самый лучший способ общения с иностранным инвестором. С другой стороны, безусловно, завод нуждается в кардинальной перестройке, и для этого нужны деньги, в том числе инвестиционные. И вопрос, готов ли Renault эти деньги инвестировать или нет. Поэтому надо призвать их к какой-то более решительной политике, потому что само по себе владение пакетом мало что дает и той, и другой стороне".


Общая стоимость договоров на производство машин французской платформы, а также лицензии на производство двигателей составляет 220 миллионов евро. В декабре прошлого года "АвтоВАЗ" оплатил концерну аванс в 55 миллионов евро. Оставшиеся 165 миллионов, а также около шести с половиной миллионов страховой премии предполагалось выплатить с помощью кредита Societe Generale. Соответствующий договор был подписан летом, но полную стоимость лицензий Renault так и не получил. Пятничное заявление Путина международный концерн не обрадовало, хотя официальную позицию они пока не озвучивали. Кардинально эта ситуация на инвестиционный климат в России не повлияет - он и так плохой, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:


"На саммите в Питтсбурге были опубликованы данные, согласно которым наибольшее падение из стран "большой двадцатки" имеет именно Россия. Поэтому я думаю, что у нас и так, в общем-то, с инвестиционным климатом не все хорошо, и заявления Путина кардинально каким-то образом его не поменяют в худшую сторону".


У главы Renault-Nissan Карлоса Гона есть опыт предотвращения банкротства автогигантов - в такой ситуации находился концерн Nissan до прихода в него французского партнера. Однако в течение этого года практически все иностранные представители покинули "АвтоВАЗ" и им на смену пришли менеджеры от "Ростехнологий". Для того чтобы Renault-Nissan заинтересовали вложения в завод, говорят эксперты, им может понадобиться контрольный пакет, налоговые льготы и другие послабления, а к этому российские власти вряд ли готовы.


Только признанный руководством "АвтоВАЗа" долг банкам превысил на начало сентября 42 миллиарда рублей. Завод просит у правительства новой поддержки в размере 12 миллиардов рублей на выплаты сокращаемым работникам. Их 27 тысяч 600 человек.