Питерские трущобы 90-х и летающий топор: Кончаловский превратил «Преступление и наказание» в рок-оперу
Вчера, 31 марта, спектакль представили в Театре мюзикла. На премьеру приехал Никита Михалков. Как Кончаловский переосмыслил Достоевского?
Читать на полной версииВ Театре мюзикла состоялась премьера рок-оперы Андрея Кончаловского «Преступление и наказание». Те, кто помнят Ленинград двадцатилетней давности, получат от нее особенное удовольствие.
Раскольников — герой 90-х. Волей британского сценографа Мэтта Дилли действие разворачивается недалеко от метро «Сенная площадь»: тут комментирует события ветеран Афгана, торгует в ларьке старуха-процентщица и снимает проституток малиновый пиджак на Bentley. Для полноты картины есть даже летающий топор. Впечатлениями делится музыкальный обозреватель «Независимой газеты» Марина Гайкович:
Марина Гайковичмузыкальный обозреватель «Независимой газеты»«Очень яркий, убедительный, отличная сценография изображает так называемые петербургские трущобы. Сложная машинерия: все вспоминают сцену, где летает топор и задает вопрос «А ты убил бы»? Для этого довольно молодого театра, который существует на частные деньги, это очень серьезная работа. Этому проекту лет 25, а то и все 30. Он дошел до сцены только сейчас. Кончаловский долго примеривался и выбирал место, где ставить, он долго выжидал».
Идея поставить рок-оперу по Достоевскому пришла Кончаловскому 40 лет назад. Музыку написал композитор Тарковского и Михалкова Эдуард Артемьев, на счету у которого — музыка к фильмам «Свой среди чужих» и «Солярис». Артемьева пришлось уговаривать, вспоминает режиссер:
Андрей Кончаловскийрежиссер«Процесс был мучительный и доставлял огромное удовольствие. Что касается самой идеи, то она возникала тогда, когда советская власть не давала возможности перенести в современность — не было ни проституции, ни очень богатых людей. Потом прошла перестройка, и вернулась Россия. Снова вернулась и проституция, и богатые люди, и «Роллс-Ройсы». Достоевский снова возник, и мы постарались обратить рок-оперу в современность. Рок-опера — это жанр для молодых, и нам очень ценно, что молодые люди идут смотреть».
Хотя формально рок-опера заканчивается дуэтом Раскольникова и Сонечки, зрители видят в конце Болотную и Сахарова, но критики жалуются: несвоевременно. Поставил бы раньше — было бы понятно для кого. Да и музыку Артемьева уж очень упростили.