Иностранные агенты: почему зарубежные девелоперы почти не строят жилье в России
Западные застройщики по-прежнему предпочитают работать с коммерческой недвижимостью, хотя в их активе становится все больше жилых проектов
Читать на полной версииИностранные девелоперы не очень жалуют российский рынок жилья. Даже в Московском регионе, который, особенно до кризиса, поражал своей рентабельностью, на их долю приходится не более 5%. Всему виной непрозрачность процедур, сложности с получением подходящей площадки под застройку и существенные различия в нормах строительства. В итоге, зарубежным компаниям было интереснее участвовать в проектах, связанных с коммерческой недвижимостью, где, в отличие от жилого строительства, нет необходимости набирать российскую команду и сталкиваться с возможными управленческими проблемами.
Сейчас ситуация начала немного меняться: иностранные девелоперы пробуют свои силы на рынке жилья, возводя как высотные ЖК, так и загородные объекты. Разумеется, такие компании создают в России дочерние предприятия, которые функционируют по местным законам, включая налоговые отчисления и бухгалтерские стандарты.
Пока самыми смелыми застройщиками, приступившими к реализации своих проектов в Москве и Подмосковье стали представители канадских, финских и израильских компаний.
Мария Литинецкаяуправляющий партнер «Метриум Групп»«Отличительной особенностью работы именно иностранных инвесторов является большая осторожность в принятии решений. Рынок российской недвижимости – очень динамичный, быстро меняющийся, девелоперам приходится быстро подстраиваться под новые условия, рисковать. Иностранные застройщики – аккуратные и осторожные. Это их одновременно сильная и слабая сторона. Да, при детальном анализе участка и проекта риски минимальны. Однако с таким подходом порой застройщики упускают множество возможностей».
Кризис и вызванное им резкое падение спроса на жилье негативно сказались на бизнесе, как российских застройщиков, так и их западных коллег. Однако последние оказались в более выгодном положении хотя бы потому, что у них нет проблем с недостатком финансирования, с которыми сплошь и рядом сталкиваются отечественные компании.
Наталья Шаталинагенеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки»«В конце 90-х — начале 2000-х была разница между проектами иностранных и российских застройщиков, так как иностранный девелопер или просто подрядчик строил проекты по своим западным стандартам, что могло положительно сказаться на качестве, архитектуре проектов. Сейчас ситуация складывается иначе – российские девелоперы также имеют возможность привлекать западных архитекторов, пользоваться западными технологиями, поэтому во многом их уровень сравнялся».
Аналогичная ситуация наблюдается в области ценообразования: жесткая конкуренция между застройщиками не позволяет им произвольно устанавливать стоимость объектов. Впрочем, как отмечают специалисты, для покупателей иностранный девелопер — это по-прежнему, в первую очередь, бренд. От него традиционно ждут более высокого качества и отсутствия проблем с финансированием, что в наше нестабильное время выходит на первый план и значительно повышает ликвидность объекта.